ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Астрология как Религия


1.ВЕРА, ГИПНОЗ И ДИВИНАЦИЯ

Юпитер в Стрельце заставляет сознательных астрологов думать о вере. Вопрос о соотношении веры и знания важен, видимо, для любого серьезного занятия. Но для современного астролога он важен вдвойне.

Гипноз наукоцентричной культуры действует даже на профессиональных астрологов. Многим из них современная позитивистская наука представляется идеалом. Они стараются изо всех сил походить на нее, вырабатывают даже какие-то точные формулы событий. Еще немного – грезят загипнотизированные – и астрология превратится в нормальную науку, в которой все можно рассчитать, проверить экспериментом, обосновать статистически.

На вопрос: «Верите ли Вы в астрологию?» астрологи, как правило, гордо отвечают: «Я не верю в астрологию, я знаю, что она работает.»

В свое время и я отвечал так же. Однако в последнее время задумался, а что собственно плохого в вере вообще и в вере в Астрологию в частности?! Действительно ли вера равна слепому доверию, действительно ли она исключает знание, а знание исключает веру?

Очевидно, что только вера родителям, учителям, авторам книг может сделать человека образованным и знающим. Если вдуматься, то лишь ничтожная часть нашего багажа знаний основана на непосредственном опыте, всё остальное – на вере. Да, мы на самом деле верим в химию, в физику и т.д. Никто же не проверяет законы химии или физики – не у всех дома есть хорошо оборудованная лаборатория. И чем дальше, тем больше человек вынужден доверяться «последним достижениям науки».

Поэтому ясно, что между знанием и верой, как минимум, более сложные отношения, чем простой антагонизм. Более того, сейчас подавляющее число серьезных философов, а также психологов склонны считать веру в форме какого-то мировоззрения необходимой предпосылкой настоящего познания.

Парадоксальным образом астрологи, которым хочется соответствовать стандартам традиционной науки, выглядят сейчас, что называется, святее Папы Римского, т.к. в самой этой науке в последние годы явственно наметился поворот в противоположную сторону - в сторону признания важности субъективного неформализуемого фактора.

Продвинутые ученые мужи в последние десятилетия осознали, что идеал механистическо-материалистической науки - абсолютно объективный наблюдатель-экспериментатор, полностью лишенный убеждений, не существует и не может существовать. А ведь вера и есть самое яркое проявление убежденности. Вера - стержень мировоззрения.

В таких передовых областях знания, как, например, квантовая механика никого уже не удивишь тем, что, выдвигая гипотезу, ученый-исследователь практически не в состоянии найти нечто за рамками этой своей гипотезы. И чем сильнее он в ней уверен, тем скорее она подтвердится экспериментами. Действительно подумаем, каким образом можно интерпретировать данные эксперимента, не опираясь на заранее разработанную систему взглядов??

Но раз дела обстоят таким образом в одной из самых точных наук, то тем более роль веры, субъективного фактора должна быть велика в Астрологии. Коллегам, думаю, приходилось сталкиваться с тем, что некто, уверенный в действенности изобретенного им метода астрологического анализа или прогноза добивается прекрасных результатов в своей практике. Однако в чужих руках «новинки» или совсем не работают или демонстрируют весьма низкую эффективность. Об этом же феномене косвенно свидетельствует наличие в современном астрологическом поле бездны подходов и систем, подчас взаимно исключающих друг друга с точки зрения «строгой» логики.

Теперь посмотрим на современную астрологию внешним, относительно незаинтересованным взглядом.

Буквально в последние годы астрология, как феномен современной культуры стала объектом пристального изучения антропологов. Надо сказать, что именно антропология, а не психология, теперь наиболее близкая астрологии и дружественная из общепризнанных наук. Изучая (в большинстве своем весьма благожелательные) антропологические исследования, астролог может почерпнуть для себя очень много интересного и полезного.

И вот наши друзья-антропологи сошлись на том, что есть все основания рассматривать современную астрологию как особую разновидность религии. Тем не менее, видя болезненную реакцию астрологов, антропологи не стали ставить знак равенства между астрологией и религией. Они выражаются деликатно: «наиболее интересные и значимые результаты при изучении астрологии получены методами, применяемыми обычно при исследовании религий».

Другими словами, астрология, в той форме, в которой она практикуется сейчас, гораздо больше похожа на религию, чем на другие феномены культуры, такие, как наука, искусство, магия, бизнес, политика и т.д.

Антропологические исследования также показывают, что в среде астрологов и близких к ним эзотерически настроенных групп существует сильное предубеждение против религии (в крайнем случае, они согласны на «духовность»). Весьма часто неформальная религиозная деятельность не рассматривается участвующими в ней как религия; для них религия ассоциируется лишь с институтами, организованной активностью, и чаще всего с политиканством и догматизмом церковных иерархов.

Показательно в этом отношении интервью весьма авторитетного американского астролога и психолога Лиз Грин, в котором есть такой пассаж : «Терпеть не могу все, что связано с религией. Это изжившая себя вещь. Тема власти, авторитета там слишком проявлена и это меня шокирует. Она требует слепой веры, а не рационального сознания, поэтому у меня нет времени на это. Но в самом глубоком смысле – да, я очень религиозна. Хотя у меня нет представления о Боге, как о старике с седой бородой, который наказывает или поощряет за разные поступки… Мне очень жаль, что боги оказались в ловушке всей этой религиозной системы…»

В этом высказывании Л.Грин характерно и смешивание религии с церковью, и приписывание религии очень примитивных представлений, и признание, тем не менее, своей глубокой религиозности. В конечном счете всё, как обычно, упирается в термины, а не в реальное содержание. Религия, как термин, в глазах астрологов сильно скомпрометирована. Почти так же, как термин «астрология» в глазах некоторых малообразованных скептиков.

Этимологически «религия» происходит от латинского слова, обозначающего «соединение», «связь». Исходное значение религии – это практики, помогающие установить связь между людьми и божествами. Самым важным элементом религии оказывается ритуал налаживания контакта с высшей, надмирной реальностью, с чем-то или кем-то, стоящим за пределами повседневного опыта людей.

И вот антропологи уже склоняются, по многим параметрам, рассматривать астрологические консультации прежде всего как такой ритуал, основная цель которого - коммуникация с Высшими силами. Такой ритуал имеет научное обозначение – ДИВИНАЦИЯ (Divination от английского divine – божественный). Термин этот исторически обозначал традиционный смысл астрологической практики. Он теперь весьма популярен в западной литературе, анализирующей феномен астрологии.

На русский язык divination обычно переводился, как «гадание». Но понятно, что это, как минимум, неполный перевод. Понятие дивинации гораздо более объемно и богато, чем простое предсказание будущего.

Дивинация - это кросс-культурный феномен, который известен во многих разнообразных формах (не только астрологической). Это ритуал ориентации и прояснения, который направлен на поиск скрытого значения, глубинной связи между случайными, на первый взгляд, событиями и процессами, в результате которого события повседневной жизни должны наполниться высоким смыслом и стать частями (вписаться) целостной картины Судьбы.

Дивинация включает в себя определенные когнитивные процессы, которые связаны с чувством ясного понимания, открытия, озарения. Ее язык метафорический, порой загадочный. И только хорошее знание жизненного контекста дает ключи к расшифровке. Таким образом, клиенты вовлекаются в активное толкование. Участники ритуала дивинации обращаются (апеллируют) к транс- эмпирической реальности. Другими словами, пытаются наладить диалог с Высшими силами. Это совместное усилие оператора и клиента. Поэтому, например, астрологическая консультация почти никогда не бывает успешной, если клиент пассивен или скептически настроен по отношению к астрологии. Вера клиента в астрологию - важный, но не единственный залог успеха консультации. Существенный момент – ясное осознание астрологом, насколько это возможно, с кем он налаживает контакт, что стоит за термином транс-эмпирическая реальность, Высшие силы и т.д.

Думаю, не будет большой ошибкой предположить, что главные кандидаты на участие в диалоге с Высокой стороны – это планеты Солнечной системы.

Историк астрологии Ник Кэмпион пришел к выводу, что один из наиболее важных элементов, объединяющий астрологии разных эпох и культур, это признание планет существами божественной природы. Также важным элементом является тот факт, что в большинстве священных текстов Творец «делегирует планетам и звездам полномочия по передачи нам его самых важных посланий.

Вспомним и великого Платона: он настаивал, что планеты - живые и разумные существа, и тот факт, что они совершают регулярное, ритмичное движение, лишь подтверждает наличие у них интеллекта. Будь они «безмозглыми» кусками материи, они давно сбились бы с пути. На ум также приходит замечание нашего великого мистика Г.Гурджиева: «Солнце по своему величию и мощи намного превосходит самые смелые представления обычного человека о Боге».

Может показаться, что современный астролог в большинстве случаев не имеет привычки вступать в контакт с планетами или другими космическими сущностями. Это заблуждение. Дело в том, что потребность в диалоге – это одно из базовых свойств человеческой природы. Существует Диалоговый Императив человеческой психики, который вовлекает нас в бесконечное общение с окружением. Но что еще более важно, мы воспринимаем, порой бессознательно, ВСЕ объекты, с которыми так или иначе контактируем, живыми и даже разумными. Соответственно на подсознательном уровне консультирующий астролог не в состоянии избежать пусть даже примитивного диалога с планетами.

Так почему бы не делать это сознательно и в полном объеме!

© Борис Израитель

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ