ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Знак Зодиака - Скорпион

Импульс к сотрудничеству и  партнерским связям  данный Весами находит свое материальное воплощение в Скорпионе. Скорпион является той силой2, которая заставляет человека обратиться к общим корням существования и ощутить непосредственно принадлежность к  всеохватному процессу жизни, высвобождая подспудные,  дремлющие силы. Именно здесь  индивидуум испытывает непреодолимую тягу  выйти за пределы собственного Я и, соединяясь с другими “я” образовать большее целое. Скорпион разрушает границы личности и выводит ее в сферу  запредельного нематериального праединства. Личность приводится к истокам жизни. Отсюда проистекает много важных для Скорпионов тем, в частности, тема сексуального взаимодействия:

“Все говорят: любовь - самое высокое, самое неземное чувство. Чужое  Я внедрилось в твое: ты расширен и ты нарушен; ты только теперь зажил и твое я умерщвлено. Но человека с плотью и кровью возмущает даже такая смерть...” (И.Тургенев3)

Действительно, выход за  пределы личного существования и погружение в мир  первоначальных недифференцированных энергий есть ни что иное, как смерть личности. Поэтому Скорпион традиционно  связывают со смертью.

Однако, смерть личности для Скорпиона лишь инструмент  поддержания жизненного процесса  в большом Целом. Уничтожая дряхлое и отжившее, он дает возможность развиваться всему новому, жизнеспособному. Ведь Скорпион также и знак возрождения - обновления.  Смерть старой особи освобождает жизненное пространство для молодой, поддерживая тем самым жизнь всего вида. Плоды созревают, падают на землю, разлагаются и  удобряют почву с тем, чтобы семя нового растения могло начать весь цикл развития снова…

dostoevskiy_radix

Рис.1 Карта рождения Ф.Достоевского4

Жизнь и творчество Федора   Достоевского от начала и до конца пропитано духом Скорпиона. “Преступление и наказание” поднимает все основные вопросы этого знака. Среди главных - столкновение личного и коллективного; очищение и перерождение личности через страдания: “...Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, - но теперешний рассказ наш окончен.”

Одна из задач Скорпиона - срывать покровы и обнажать сущность вещей, Скорпион учит, что за видимой материальной оболочкой скрывается нечто более важное и основательное. Писатели - Скорпионы легко проникают во внутренний мир человека. Вскрывают самые интимные и затаенные мотивы его поведения

“В “Двойнике” манера г.Достоевского и любовь его к психологическому анализу выразилась во всей полноте и оригинальности. В этом произведении он так глубоко проник в человеческую душу, так бестрепетно и страстно вгляделся в сокровенную машинацию человеческих чувств, мыслей и дел, что впечатление производимое чтением  “Двойника”, можно сравнить только с впечатлением любознательного человека, проникающего в химический состав материи...”(Н. Надеждин)

dostoevsky

Писателя - Скорпиона интересуют по большей части энергетически насыщенные, сверхинтенсивные жизненные коллизии; самые экстремальные проявления личности. Достоевский пишет: “ Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил”.

Многие герои Достоевского живут на грани психической (да и  физической) патологии. На это обращали внимание многие известные психиатры:

“Все герои Достоевского как будто поражены какой-то умственную болезнью... Большая часть из них  маньяки... Его психология - часть психиатрии, и чтение его сочинений производит иногда впечатление кошмара” (М.Антонович)

“...гениальным чутьем и проникновенной художественной интуицией Достоевский наметил ясно важнейшие черты болезненных явлений душевной жизни. Почти все разновидности психического страдания, классифицированные современной наукой, находят для себя яркие, выпуклые иллюстрации в его произведениях” (В.Бехтерев)

“... произведения Достоевского представляются ... блестящими психологическими штудиями различных случаев душевных болезней, ценными прежде всего со специальной - медицинско - психиатрической или криминалистической - точки зрения” (Г.Фридлендер)

mamin-sibirjak

Болезнь (особенно фатальная болезнь), как наполненное особым смыслом, переходное состояние человека привлекало внимание самых  разных писателейСкорпионов: “В болезнях есть что-то таинственное, начиная с их зарождения. Откуда они приходят? Наш ум привык объяснять все разумными причинами, а тут является что-то бессмысленное, подавляющее и , главное, неопровержимо доказывающее бренность человеческого существования. Был человек, -  и вдруг его нет... При болезнях страдает не одно  тело, а, главным образом, душа, и нет такого инструмента, каким можно было бы измерить, взвесить и сосчитать эти душевные муки. Это с одной стороны; а с другой - именно в болезнях коренятся глубокие основания душевных перемен. Есть своя философия болезней, до сих пор еще не изученная и не написанная. Сплошь и рядом болезнь является  роковой гранью , которая разделяет  нашу жизнь на периоды, причем человек до болезни и человек после болезни являются совершенно разными людьми, чего не хотят замечать по психической близорукости. Иногда болезнью завершается  благодатный переворот к лучшему, а иногда наоборот...” (Мамин-Сибиряк, «Отрезанный ломоть»)

Одна из главных задач Скорпиона - проверять материал на прочность и превращать потенциальную энергию в кинетическую.  Его сила  не в громоздкой мощи, а в том, что  он быстро обнаруживает слабые места и, атакуя, может сосредоточить на них все свои силы:

hlebnikov

Велимир Хлебников

“ОН знает слабые места

Нагого тела,  нагого воина проломы.

Он знает ямку живота,

Куда летит удар борца

Прямою вилкой жестких пальцев, -

Могилы стук без обиняка!

Летит наскок наверняка!

Одним лишь знаньем тайн силач,

С упругим мячиком ловкач.

Играет телом великана.

Умеет бросить наземь мясо,

Чужой утес костей и мяс,

Рассыпаться стеклом стакана,

В пространство за ушами

Двумя лишь пальцами вломясь»

(«Переворот во Владивостоке; 2- 11 ноября 1921»)

Скорпион - низвергатель идолов и авторитетов. В определенном смысле для него  действительно нет ничего святого, нет ничего, чтобы  он принял  без  критического изучения.  Поэтому не случайно  творчество многих Скорпионов представляет действительность в полемическом и обличительном разрезе. Характерны, например такие отзывы о произведениях Вольтера:

voltaire

“По своему обыкновению ругаться над всем, что есть хорошее на свете, шпынять наиязвительнейшим образом над всеми истинами и над всем, что на свете за свято почитается, шпынять над государями, над народами и над всем человеческим родом, низводить оный в равенство и собратство скотов, ополчаться против самого творца... вперять наихитрейшим и  коварнейшим образом в умы смертных наивреднейшие и опаснейшие сумнительства, развращая злодейски сердца невинные и непорочные, потравляя оные хуже нежели ядом и отравою, губить людей душевно и телесно”

(Из неизданного литературного наследия Болотова)

Тема насилия, навязывания чужой воли и самоуправства очень часто оказывается в фокусе внимания Скорпионов.

“...Когда уицраор в отношениях к своему собственному народу перестает ограничиваться той долей насилия, без которой невозможно существование никакого государства вообще, и, терзаясь неутолимой алчностью и жгучим желанием абсолютной власти, превращает свое государство в сплошную систему щупалец, всасывающих шавва в бездонное инфрафизическое чрево, все это оказывается лишь другою стороной его деятельности, как орудие великого мучителя.

andreev_

Вампирическая структура, унаследованная от Гагтунгра, предает распухающей плоти уицраора характер упыря, бесчисленными присосками впившегося в народное тело, в его эфирную и астральную ткань. Жругр существует лишь постольку, поскольку ему удается всасывать шавва, то есть излучения людей, связанные с государственным комплексом их психики....” (Даниил Андреев, «Роза Мира»)

daniil_andreev_radix

Рис.2 Карта рождения Даниила Андреева

В романе «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона выведен образ капитана, обладавшего магией власти: “И действительно, хотя одежда у него была плоховата, а речь отличалась грубостью, он не был похож на простого  матроса.  Скорее  его  можно  было принять за штурмана или шкипера, который привык,  чтобы  ему  подчинялись. Чувствовалось, что он любит давать волю своему кулаку. Человек  он был молчаливый …»

astrid-lindgren3

Ради того, чтобы все решать самому, Скорпион может многим пожертвовать. «…Ей исполнилось девять лет, но, представьте себе, живет она совсем одна. У нее нет ни папы, ни мамы, и, честно говоря, это имеет даже свои преимущества никто не гонит ее спать как раз в самый разгар игры и никто не заставляет пить рыбий жир, когда хочется есть конфеты.”( Астрид Линдгрен, " Пеппи Длинный чулок")

Иван Тургенев

Красноречивы одни только названия его произведений: “Смерть”, “Конец Чертопханова”, “Живые мощи”, “Призраки”, “Несчастная”, “Отчаянный”, “Клара Милич (после смерти)”, “Казнь Тропмана”, “Проклятие”, “Фауст”, “Бирюк”, “Конец света”.

И.Тургенев , как большинство настоящих Скорпионов, хорошо  чувствовал подспудные токи общественной жизни. Как правило, он  поднимал проблему, которая только зарождалась в обществе, которую остальные люди еще не замечали.

turgenev

“...если уж господин Тургенев, если он изобразил какую-нибудь новую сторону общественных отношений, - это служит ручательством за то, что вопрос этот действительно подымается или скоро подымется в сознании образованного общества, что это новая сторона жизни начинает выдаваться и скоро выкажется резко и ярко перед глазами всех” (Николай Добролюбов).

Тургенев первым заметил появление “нигилизма” (“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Отцы и дети”); усиление роли женщины в общественной жизни (“Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Новь”); обреченность светлых личностей революции и предательство авторитетов и кумиров (“Дым”, “Новь”); начало эпохи научного познания психики (“Собака”, “Часы”, “Клара Милич”, “Живые мощи”, “Призраки”).

turgenev_radix

Рис.3 Карта рождения Ивана Тургенева

Как не удивительно это прозвучит, но Тургенев – один из самых мистических русских писателей. Мистическая тема наиболее ярко представлена в последних произведениях: здесь и общение с умершими, и вампиризм, и зомбизм (“Часы”, “Песнь торжествующей любви”, “Живые мощи”, “Клара Милич”).

“Вряд ли кому придет в голову заподозрить автора в сознательном желании внушить страх, он просто передает то, что сам пережил, предоставляя читателю угадывать испытанное им смятение, мучительную тревогу перед неведанным и леденящий душу  непонятный ужас, словно вызван дыханием потустороннего мира” (Ги де Мопассан)

“...Властелин полуфантастического, ему одному доступного мира” (Дмитрий Мережковский).

Наиболее скорпионское произведение - повесть “Клара Милич (после смерти)”. Сюжет: молодой человек - Аратов - от неожиданности, страха, непонимания отвергает внимание девушки. Вскоре он узнает. что девушка (Клара Милич) покончила с собой. Аратов пытается выяснить причину самоубийства, надеясь, что он к ней не причастен. Однако, по только ему знакомым деталям, он убеждается, что Клара отравилась из-за отвергнутой любви, и понимает, что невольно стал причиной ее гибели. Ведя свое расследование, Аратов все больше и больше узнает о Кларе и, наконец, влюбляется в нее. Она приходит к нему во сне, а затем он слышит ее голос наяву, общается с ней, признается ей в любви, целует ее и …его находят без сознания на полу, а в руках находят прядь волос. Аратов заболевает горячкой и с блаженной надеждой на встречу и любовь в другом мире умирает.

Описание внешности Клары Милич выдает характерные черты Скорпиона: лицо смуглое, глаза черные под густыми почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий неподвижный, точно каменный лоб, крошечные уши... Все лицо задумчивое, почти суровое. “Она была вся - огонь, вся - страсть и вся - противоречие: мстительна и добра, великодушна и злопамятна; верила в судьбу и не верила в Бога... Не любила ласки и никогда ласки не забывала, как и не забывала оскорбления; боялась смерти и сама себя убила! Она говаривала иногда: “Такого как Я хочу, я не встречу...А других мне не надо!” - “Ну  а если встретишь?” - спрашивала Анна. “Встречу - возьму” - “А если не удастся?” - “Ну, тогда ...с собой покончу. Значит не гожусь.”

Трагичны судьбы героев Тургенева: смерть (“Отцы и дети”, “Накануне”, “Новь”, “Клара Милич”); уход в монастырь (“Дворянское гнездо”); саморазрушение (“Отчаянный”); одиночество (“Вешние воды”, “Первая любовь”, “Муму”). Трагизм просвечивает в самых обыденных темах (“Записки охотника”, “Степной король Лир”, “Старые портреты”, “Нахлебник”). И.С.Тургенев говорил:“Самое обыкновенное, самое ежедневное, и есть самое страшное. Не приведение страшно, а страшно ничтожество нашей жизни” .

Интересно, что Тургенев усугубляет судьбу героев, списанных с натуры. Так в жизни, крепостной  Андрей  (прототип Герасима) - более спокойно пережил смерть собаки. Он не ушел из поместья, а продолжал исправно служить. Прототип Зинаиды (“Первая любовь”) - княжна Шаховская - вовсе не умерла, как в повести, а стала  в последствии поэтессой.  Действительно, Скорпион часто видит мир в неблагоприятном свете, многое представляется ему мрачным и даже отвратительным.

gippius1

“Я в тесной келье - в этом мире.

И келья тесная низка.

А в четырех углах -  четыре

Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны.

И все плетут, плетут, плетут...

И страшен их однообразный

Непрерывающийся труд”

(Зинаида Гиппиус, «Пауки»)

«Человек возникает из грязи, шлепает некоторое время по грязи, порождает грязь, в грязь превращается, пока, наконец, грязью не налипнет на подошвы своих правнуков! Вот и вся песня, весь грязный круг человеческого предназначения»

«Люди! Люди! Лживые, коварные ехидны! Их слезы - вода! Их сердца - железо! Поцелуй на устах - и кинжал в сердце!» (Фридрих Шиллер “Разбойники”)

alber_kamju

В то же время никто лучше Скорпионов не понимает пагубность негативизма, ложных стереотипов, предрассудков, страхов, разъедающих человеческую душу и мешающих счастливой жизни. В этом отношении весьма примечательно творчество Альбера Камю. Одна из основных работ  Камю - роман “Чума” - в непосредственном прочтении  предстает как отчет об эпидемии бубонной чумы, разразившейся в алжирском городе Оран. На другом уровне его можно воспринимать как аллегорию фашистского нашествия на Францию.  Но на самом глубоком уровне понимания “Чума” - отражение  постоянных размышлений Камю по поводу  предрассудков, раскалывающих человечество. Чума многими комментаторами рассматривалась  как аллегория для  абстракций, мешающих  людям жить нормальной жизнью. Чума - нечто вроде  яда ложных  воззрений, отравляющих людей.

alber_camus_radix

Рис.4 Карта рождения А.Камю

Роман насыщен  очень сильными описаниями смерти. Чума превратила город в настоящее чистилище, где никто не мог избежать страданий. В фокусе внимания - исследование жизни на грани смерти, в условиях строгого карантина, резавшего по живому людские судьбы. Чума привела к небывалому разделению людей. Родственники, друзья разделены барьером страха и подозрения т.к.: “Здравый смысл подсказывал, что твой сосед в любой момент может заразить тебя, и ты об этом ничего не узнаешь...”

Герои Камю видят выход в повседневной рутинной работе, выполнении конкретных функций  и даже культивировании естественных человеческих радостей (потребностей). Только реальная жизнь во всем богатстве ее  проявлений способна  помочь (отвлечь) от  всеразрушающей абстракции - Чумы

Примечания

1) Продолжение, начало см. http://www.astrolog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3209:-4&catid=75:2009-06-17-06-50-22&Itemid=131

http://www.astrolog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3419:-n7&catid=75:2009-06-17-06-50-22&Itemid=131;
http://www.astrolog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3279:-n6&catid=75:2009-06-17-06-50-22&Itemid=131

2) Все слова из лексикона Скорпиона выделены жирным

3) Краткий список писателей-Скорпионов: Федор Достоевский, Иван  Тургенев, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Андрей  Печерский (Павел Мельников), Андрей  Белый, Велимир  Хлебников, Даниил Андреев, Зинаида Гиппиус, Глеб Успенский , Эдуард Багрицкий, Венедикт Ерофеев , Георгий Иванов,

Вольтер, Шиллер, Роберт Стивенсон,  Альбер Камю, Сильвия Плат, Андре Мальро, Джон Китс, Джордж Эллиот, Курт Вонегут, Питер Вайс, Астрид Линдгрен ,Роберт Мусил, Карлос Фуэнтес.

4) Значок, напоминающий Уран, с координатой 14 градусов Водолея в карте Ф.Достоевского ( и в других картах с соответствующими координатами) соответствует новой планете Эриде.

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ