ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Знак Зодиака - Козерог

В Козероге коллективизирующая сила Космоса достигает своего максимума. Она заставляет индивидуума искать все более полную идентификацию с крупными социальными** образованиями. Козерогу абсолютно ясно, что одинокая личность незначительна по сравнению с общественными институтами, она лишь клетка в огромном социальном организме. Для Козерога характерно государственное мышление, он оперирует  над-личностными категориями, рассматривает весь мир как поле своей упорядочивающей деятельности. Идеал Козерога - строитель Империй, охватывающих большие территории и  объединяющих различные племена.

Вспомним  хроники Айзека Азимова***, описывающие расцвет и гибель Галактических цивилизаций. Идеей мирового господства одержим инженер Гарин  в  романе А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». У Р.Толкиена во “Властелине Колец” представлена целая историческая эпоха со своей культурой и мифологией.

tolstoj

Очень часто писатели-Козероги  описывают с нескрываемой симпатией организующую силу государственной машины. Например, «Петр I» Алексея Толстого содержит неприкрытую апологию сильной и жестокой власти.

01

Рис.1 Карта рождения А.Толстого

У Радьяра Киплинга мы находим  безусловное принятие победоносного марша британской цивилизации по азиатским  странам. Он воспевает колониальную политику, как инструмент упорядочивания хаотичной и мистичной Индии. Он от души приветствует строительство дорог и городов, введение законодательства и рост бюрократии. Герои Киплинга - клерки, солдаты, администраторы, беззаветно  служащие Великой Империи.

fadeev

В “Последнем из удэге” А.Фадеева Советская власть предоставляет “возможность  обновления” нецивилизованным народностям Севера. Александр Серафимович о своем “Железном потоке” писал: “Я взял анархическую массу, не подчинявшуюся, каждую минуту готовую посадить на штыки своих вожаков. И через страдания, через муки провел их до конца, до тех пор пока они не почувствуют себя организованной силой Октябрьской революции”

В Козероге личность находится в постоянном поиске своего места в государственной структуре и здесь же наибольший страх  тоталитарного подавления  личности, острая реакция  на внешние ограничения.

Козерог учит, что  личные потребности должны быть соотнесены с долгом перед обществом, люди должны по мере сил делить ответственность  за  поддержание  жизни большого общественного организма. Очень характерны для Козерога следующие рассуждения:

“Левинсон верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, скрытый от поверхностного глаза, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью...Но этот глубокий инстинкт живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных насущных потребностей и забот  о своей - такой же маленькой, но живой - личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб. Обремененные повседневной мелочной суетой, чувствуя свою слабость, люди как бы передоверили самую важную свою заботу более сильным вроде Левинсона... обязав их думать о ней больше, чем о том, что им тоже нужно есть и спать, поручив им напоминать об этом остальным” (А.Фадеев “Разгром”)

Козерог - аскет,  способный жить в тяжелых условиях и довольствоваться малым. Козерог - строгий учитель, посылающий людям тяжелые испытания. ОН   порождает пессимизм, страх; но и закаляет, вырабатывает волю .

Авторы-Козероги уже в названиях своих произведений обозначают тему испытаний: “Горе от ума”, “Хождение по мукам”, “Разгром” и т.д.

Козерог испытывает человека отсутствием или недостатком самого необходимого и среди главных его инструментов недостаток пищи и тепла -  голод и холод .

jack_london

“Никаких сомнений - это голод. Лица у индейцев были страшно исхудалые с глубоко ввалившимися щеками - не лица, а обтянутые кожей черепа.”

“Доусон задыхался в тисках голода.” (Джек Лондон)

Насмерть замерзли только семеро, но сколько ампутаций ног, рук, пальцев было произведено на следующий день.”

“Его стосковавшиеся от безделья челюсти перетирали в порошок хрупкие косточки” (Джек Лондон)

02

Рис.2 Карта рождения Джека Лондона

“Вскоре недостаток продовольствия заставил их выйти в соседнюю долину. В течение нескольких дней отряд метался по улахинским протокам, изнывая в боях и мучительных переходах... каждая крошка хлеба, овса добывалась с боем; вновь и вновь растравлялись раны не успевшие зажить. Люди черствели , делались суше, молчаливей, злей.” (А.Фадеев «Разгром»)

henry_miller

“Самое раннее воспоминание - это стужа, снег, наледи на водосточных трубах, морозные узоры на стекле, холод   влажных зеленоватых стен кухни. Почему люди селятся в непотребных климатических зонах, которые ошибочно именуют умеренными? До десяти лет я не представлял себе, что где-то есть теплые страны, в которых не надо ни трудиться в поте лица, ни дрожать и делать вид, что это бодрит. Всюду, где холодно, люди трудятся до изнеможения, а, произведя на свет потомство, проповедуют подрастающему поколению евангелие труда, которое по сути , не что иное, как доктрина инерции” (Генри Миллер «Тропик Козерога»)

03

Рис.3 Карта рождения Генри Миллера

Главные темы Джека Лондона - установление пределов человеческих возможностей: границ выносливости, страха, власти денег; освоение новой страны - страны золотоискателей и установление законов этой страны. Описывая суровые условия жизни людей, Лондон наделяет своих героев чертами Козерога: выносливостью, волей, доходящей до упрямства, чувством долга, аскетизмом. Герои Лонодна уважают законы, которые они сами  и устанавливают.

В каждой главе романа “Смок Белью” – какая-то из тем Козерога: непосильный труд по переноске тяжестей, борьба с замерзающей рекой, поход в самую морозную ночь, система игры в рулетку, пленение и суд, состязание, где приз - признание  старожилом, западня ледяной расселины, голод, основание поселка, западня “белых” индейцев.

Время не ждет”: главный герой посвящает свою жизнь поискам мира, где он первый, где он полновластный хозяин. Освоив этот мир, он ищет другой еще больше и труднее. С честью проходит все испытания. Он не боится ничего. Он создан словно из железа. Нет предела его возможностям. Боится одного - того, что не имеет границ и законов, что толкает людей на безумства и делает их больными - любви и женщин, как  “бациллоносителей” этой болезни. От обычного золотоискателя он проходит путь до золотопромышленника, основавшего и построившего город, до крупнейшего бизнесмена фондовой биржи Сан-Франциско. Но этот мир, эти рамки становятся ему тесны, он становится пленником своих миллионов. Этот плен - самый страшный. Характеристика героя: “Ум у него был уравновешенный, воображение трезвое, беспредельных мечтаний он не знал... лицо его...стало замкнутым, угрюмым, в морщинках вокруг глаз все реже таилась улыбка. В черных глазах появилось выражение жесткости, кичливого сознания своей власти... На хмурое лицо легли горькие складки - он вспомнил суровую жизнь севера, лютый полярный мороз, все, что он совершил, что перенес: нескончаемо долгие переходы по снежной тропе, студеные тундровые берега у мыса Барроу, грозные торосы на Юконе, муки голодных дней, мозоли на руках от кайла и заступа, ссадины на плечах от лямок походного мешка - вспомнил всю длинную повесть двадцатилетних лишений, тяжелого труда, нечеловеческих усилий.”

Сами названия  произведений Дж.Лондона указывают на принадлежность автора к рассматриваемому знаку: “Белый клык”, “Железная пята”, “Белое безмолвие”, “Северная Одиссея”, “Дочь северного сияния”, “Закон жизни”, “Лига стариков”.

griboedov

Несет на себе  отпечаток Козерога и творчество Александра Грибоедова , в частности его комедия  “ Горе от ума”

“Она (комедия “Горе от ума”) как столетний старик около которого все, отжив по очереди свою пору умирает, а он ходит бодрый и свежий между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь его черед”  (И.Гончаров).

Грибоедов выводит в “Горе от ума несколько козерожьих характеров. Среди них - Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте и  полковник Скалозуб. “Горе от ума” пронизана  козерожьими темами.

Служебная иерархия, карьера  - очень важны для Козерога:

“В чины выводит кто и пенсию дает?”

“Не по летам и чин завидный”

“При трех министрах был начальник отделенья”

“От нас потребуют с именьем быть и в чине..”

Чин следовал ему - он службу вдруг оставил”

“Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

О них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы...”

В фокусе внимания Козерога - традиции, устои, обеспечивающие предсказуемость и надежность существования:

“Спросили бы как делали отцы?

Учились бы на старших глядя...”

Сурьезный взгляд, надменный нрав...”

Служить бы рад, прислуживаться - тошно...”

Идеал Козерога - полная формализованность, четкость и размеренность жизни:

“Прямой был век покорности и страха...”

“В приличьях скованы, не вырвемся из ига...”

“Я князь - Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам,

Он в три шеренги вас построит

А пикнете, так мигом успокоит...”

Выше всего Козерог ставит Закон. Познание Закона, создание Закона, исполнение Закона, каков бы он  не был - в этом для Козерога  по большей части сокрыт  смысл существования:

“Преодолев затверженность природы,

Глубоко твердый глаз проник в ее  закон...” (Осип Мандельштам)

nadson

“Она   виновна, нет сомненья;

Но грозный час суда настал,

И рокового обвиненья

Никто промолвить не дерзал.

Закон суров и казнь ужасна,

А эта падшая жена

Так упоительно-прекрасна...” (Семен Надсон)

“Надо чтобы лесные люди забыли закон великого Онку - жить и умирать в тайге...”

(Александр Фадеев «Последний из удэге»)

kipling

“Теперь пора дать вам Закон, и Такой Закон, который бы вы не смели нарушать.»

“Они постоянно собирались завести своего вожака и свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня”(Р.Киплинг)

“Он принадлежал к числу тех, кто устанавливает законы в этой девственной стране и вводил правила морали...”

“Но закон есть закон, и я справедлив. Мало того, здесь, среди этих первобытных людей я - и закон, и судья.

Система - это статистика. Если система правильная, не за что не проиграешь.”

“Тут не счастье, а статистика, система, научная формула.” (Джек Лондон)

Козерог остро переживает уход Времени. Прошлое, настоящее, будущее связано для него крепкими узами вечной длительности Времени. И юный Козерог ясно осознает закон времени и неминуемость дряхления и ухода, привыкая все рассматривать с точки зрения вечности:

mandelstam

Осип Мандельштам

“Не многие для вечности живут,

Но если ты мгновенным озабочен -

Твой жребий страшен и твой дом непрочен.”

“...в ледяных алмазах

струится вечности мороз...”

“Большая Вселенная в люльке

У маленькой Вечности спит”

“И вечность бьет на каменных часах

“Я видел все мертвые времена, - сказал, наконец,  Каа, - и большие деревья и старых слонов, и скалы, которые были голыми и островерхими прежде чем поросли мхом.” “Еще видны были остатки мощеных каменных дорог, ведущих к разрушенным воротам, где последние обломки гнилого дерева еще висели на изъеденных ржавчиной петлях.” “То, что будет, - это только забытый год, вернувшийся назад.” (Р.Киплинг)

04

Рис.4 Карта рождения Р.Киплинга

Мысль о бренности существования и конечности всего земного преследует Козерога. Во всяком явлении Козерог склонен  видеть его окончание, во всем его интересует конечный итог:

“Ох род людской! Пришло в забвенье,

Что всякий сам туда же должен лезть

В тот ларчик, где не стать, не сесть.

Но память о себе намерен кто оставить...”

(Грибоедов «Горе от ума»)

“Борись один с своей судьбой...

Пусть устаешь ты с каждым днем,

Пусть с каждым днем все меньше силы...

Что-ж, радуйся: таким путем

Дойдешь скорей, чем мы дойдем

До цели жизни - до могилы”( Надсон)

А.Фадеев

“Все к этому месту придут... - повторял он с таким выражением, точно мысль о неизбежности смерти людей еще не была ему совсем ясна и доказана, но она была именно той мыслью, которая лишала личную - его, Фролова, - смерть ее особенного, отдельного страшного смысла и делала ее - эту смерть - чем-то обыкновенным, свойственным всем людям.” (Разгром)

К типичным авторам- Козерогам нужно, видимо, причислить  Евгения Петрова , который  насытил   козерожьими отметинами   и “Двенадцать стульев” , и “Золотого теленка” .

Совершенно в духе Козерога начинается роман  “Двенадцать стульев”:

“В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться ... и сразу же умереть”

Роман начинается с похорон ( “Золотой теленок” начинается с цитаты из правил уличного движения).  Выясняется также, что главный герой  служит в загсе, где ведает столом регистрации смертей и браков.

Оба романа  изобилуют описанием всевозможных бюрократических заведений, контор, начиная с погребальных и дома социального обеспечения, кончая  “Рогами и копытами”( само название  весьма откровенное указание на Козерога).

Даже Остап Бендер не может начать карьеру (многоженца) без  “формы” -  серого в яблоках костюма. Он проявляет  недюжинные организаторские и  бюрократические способности ( например, дело Корейко). Остап Бендер все время напоминает, что он чтит Уголовный кодекс.  Не  устает подчеркивать важность и непоколебимость Закона:

“- Кстати, о детстве,- сказал первый сын, - в детстве таких как, как вы, я убивал на месте. Из рогатки.

- Почему? - радостно спросил второй сын знаменитого отца.

- Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы”

Козерогом веет от фраз типа ”Лед тронулся! Господа присяжные заседатели” или “Самозванцев нам не надо. Командовать парадом буду я!”

Никак не связан с развитием сюжета “Двенадцати стульев”, но в высшей степени отвечает натуре Козерога рассказ о гусаре-схимнике:

“... Говорили, что граф-монах носит вериги в несколько пудов... питается теперь только картофельной шелухой... Он действительно носил вериги, но ему показалось, что это недостаточно для познания жизни. Тогда он изобрел для себя особую монашескую форму: клобук с отвесным козырьком, закрывающим лицо, и рясу, связывающую движения.  Обуянный гордыней, он удалился в лесную землянку и стал жить в дубовом гробу. ОН ел только сухари, запас которых ему возобновляли  раз в три месяца...”

(Двенадцать стульев)

Козерог, как все земные знаки, находит  в себе специфический отклик на вызов дикой природы. Джек Лондон - один из тех , кто испытал на себе в полной мере  “террор пустоты и затерянности”: “У Природы предостаточно средств убедить человека в его ничтожности... но наиболее впечатляющим, ошеломляющим  инструментом является белое безмолвие. Все вокруг  замерло, на небе ни облачка... и человек вздрагивает даже от звука собственного голоса.... Он  - частичка жизни чудом  сохранившаяся в бесконечных мертвых просторах...Необычные мысли всплывают в его голове , все сущее делается таинственным и страх смерти, Бога, Вселенной охватывают его...”

“Пробиваясь сквозь замерзающую воду, он чувствовал себя так, будто борется с лютым морозом и невыносимой усталостью, по крайней мере уже тысячу лет.”

Горы, скалы, стены, камни - все что несет отпечаток строгой  аскетичной надежности , то что обрамляет более мягкое и подвижное существование  - обладает притягательной силой для Козерога:

Мандельштам

“И сумасшедших скал колючие соборы

“..колоннада рощи “

“Кто камни нам бросает с высоты,

И камень отрицает иго праха...”

Надсон

“Да, хороши они, кавказские вершины,

В тот тихий час, когда слабеющим лучем

Заря чуть золотит их гордыня седины...”

“Они шли - и гигантские остроконечные вершины, суровые и невозмутимые, вставали над ними, уходя в ледяную синеву небес. Они то скользили по мрачным ущельям, среди отвесных скал, где на крутизне даже снег не держался, то пробирались оледенелыми долинами по насквозь промерзшим озерам… Я был крепок как камень и мог спать на голом камне.” (Дж. Лондон)

“За рекой, подпирая небо, врастая отрогами в желтокудрые забоки, синели хребты, и через их острые гребни лилась в долину прозрачная пена бело-розовых облаков”

“леса и  горы, горы и леса вставали вокруг все бесконечней, все гуще, все розовее и золотистей. Горный козел, горал, вышел из кустов,  повел ноздрями...”(А.Фадеев «Последний из удэге»)

Радьяр Киплинг

“Одна из прелестей закона джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты...”

Примечания

*Продолжение, начало см. :

«Знак Зодиака – Рак (Универсальный лексикон N4)» ;
«Знак Зодиака - Лев (Универсальный Лексикон N5)» ;
«Знак Зодиака - Дева (Универсальный Лексикон N6)» ;
«Знак Зодиака - Весы (Универсальный Лексикон N7)» ;
«Знак Зодиака – Скорпион (Универсальный Лексикон N8) ;
«Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)» .

**слова лексикона Козерога выделены жирным шрифтом

*** Краткий список писателей-Козеогов

Александр Грибоедов, Алексей Ник.Толстой, Викентий Вересаев, Александр Фадеев, Даниил Хармс, Осип Мандельштам, Даниил Гранин, Николай Рубцов, Александр Серафимович, Семен Надсон, Евгений  Петров , Анатолий Рыбаков, Джек Лондон, Радьяр Киплинг, Эдгар По, Генри Миллер, Дж. Сэлинджер, Айзек Азимов, Теодор Фонтэйн, Уилки Коллинс, Э. Форстер, Мольер, Карел Чапек, Рональд Толкиен,  Джон Дос Пассос, Ал. Карпентер, Хуан Рамон Хименес

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ