ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Чекушкина Л. Марс, как сигнификатор деятельности и принцип реализации творческого процесса. На примере русских художников-живописцев 19 – начала 20 вв.

Дипломная работа выпускницы on-line отделения. Краткие выводы.

Скачать работу полностью (с сравнительными таблицами, картами художников иллюстрациями) можно по этой ссылке

Создание художественного произведения всегда содержит в себе некоторую тайну для окружающих. Что двигает художником в процессе работы, почему художник пишет так, а не иначе, что общего может быть в работах разных художников? На все эти вопросы вряд ли можно ответить в одной работе, но кое-что возможно для себя прояснить.

В дипломной работе было проведено исследование проявления Марса, как сигнификатора деятельности вообще и участника творческого процесса наряду с Солнцем и Венерой в картах русских художников – живописцев 19-начала 20 века. Всего было исследовано 78 карт.

В астрологической литературе тема искусства затрагивается постольку, поскольку существует интерес к художественному творчеству вообще и художникам в частности. Сам процесс создания художественного произведения в контексте астрологической символики и понятий, как правило, не раскрывается. С одной стороны понятно, чтобы знать, что происходит надо знать процесс изнутри или как говорят «кухню художника», с другой стороны действительно сложно выявить влияние какой-то одной планеты или знака на творческий процесс.

Анализ общего распределения планет в знаках был проведен по трем планетам – Солнце, Венера, Марс.

Солнце как принцип творческого потенциала вообще, Венера – принцип эстетических склонностей, Марс – принцип действия в творческом процессе.

Но в большей степени в процессе изучения интересовал Марс.

Можно хотеть что-то создать (Солнце), можно любоваться произведением искусства, проявлять свои эстетические склонности и пристрастия (Венера), но без конкретной деятельности (Марс) вряд ли можно получить само произведение искусства, особенно в области художественного творчества, когда художник в процессе создает новую материально- эстетическую реальность.

Когда астрологи пишут о художниках, то, как правило, пристально

grabar

рассматривают положение и значение в карте Венеры, как непосредственное проявление художественного принципа, эстетических воззрений, симпатии – антипатии. Положение и значение Солнца, как общего творческого принципа тоже затрагивается. Но когда художник решает что (Солнце) и как (Венера) он будет изображать и начинает что-то делать, то включается Марс.

Первая глава диплома посвящена сравнительному анализу положения планет в знаках и аспектов Марса. При среднем распределении в знаке 6-7 попаданий, Солнце, как принцип творческого потенциала в большей степени проявился у знака Рыб - 10 (сильное положение Юпитера и Венеры), в меньшей у знака Девы  - 3 (слабое положение Юпитера и Венеры).

Венера, как принцип выражения эстетического выделяет знаки Рыб - 13 (сильное положение Юпитера и Венеры) и Стрельца  - 10 (сильное положение Юпитера). В наименьшем варианте представлен знак Козерога (слабое положение Юпитера). Можно предположить, что Юпитер отвечает за цветовидение, Нептун за цветоощущение, как сильный в знаках Стрельца и Рыб и слабый в знаках Козерога.

Марс как принцип процесса выделен у знаков  Овна – 10 (сильный Марс) и Козерога  - 9 (сильный Марс). Также довольно большое попадание Марса в знаки Тельца и Рака, где принцип действия выражен слабо, но сильные чувства и эмоции (Луна и Венера).

Распределение планет по стихиям и качествам показали, что Солнце распределено достаточно равномерно, Венера выделяет Огонь, Воду  и мутабельные качества, Марс выделяет кардинальные Огонь и Землю.

Для выражения эстетического, симпатий-антипатий необходимы развитые, лабильные чувства и эмоции, для самого процесса создании картины деятельность, активность и практический результат.

Таблица аспектов Марса с другими планетами прояснила, что чаще других встречается аспект, способствующий легкому обучению, возможности проявления способностей – секстиль и аспекты любого вида с Ураном, планетой ведущей вперед, предлагающей новый порядок вещей. Так же было несколько аспектов, не встретившихся совсем. Это: оппозиции с Солнцем, Венерой и Нептуном, квадратура с Сатурном, почти все квинтили и квиконс с Плутоном и Венерой. Возможно, при большем объеме материала, какой-то из этих аспектов бы и встретился, но это требует отдельного исследования.

Во второй главе все художники разделены по принципу положения в их

serebriakova

картах Марса в знаке и исследуются положение Марса в каждом знаке по принципу описания выполнения работы, процесса, деятельности. Так же даны описания как реально работали художники. При этом использованы воспоминания художников, описания их творческого процесса и анализ работ. Описания скомпонованы по принципу положения Марса в стихии. Марс в земных знаках дает художнику усидчивость, аккуратность, терпение, выдержку, внимательность. Марс в водных знаках мотивируется эмоциями, фантазиями, воображением, возможностью трансформации реальности, интуитивными импульсами. Марс в огненных знаках способствует активности самовыражения, демонстрации талантов и способностей,  и возможности показать широту мира во всем его многообразии. Марс в воздушных знаках имеет склонность нести идею прекрасного и эстетического, свободно выражать свои чувства и мысли.

Можно обнаружить закономерности между историографическими и искусствоведческими данными и астрологическими параметрами положения Марса в знаках.

На примере положения Марса в карте А. И. Куинджи была сделана

quingi

попытка уточнения года рождения художника. Из трех вариантов на основе характера работы художника был выбран год, в котором положение Марса соответствовало манере работы.

Куинджи А. И.. Проблематика с установлением года рождения.

В Интернет-изданиях год рождения Куинджи отмечается 1841. Но известно, что у художника встречаются 3 варианта года рождения 1841, 1842, 1843. Предполагается, что все-таки художник родился в 1842 году, так как есть еще документы, где как год рождения указывается 1842.

Попробуем разобраться где находился Марс в каждый год рождения, соотнести с манерой письма художника и предложить свою гипотезу.

Рассмотрим положение Марса на каждый год.

1841 – Марс в Весах, аспекты – 90 Меркурий, 60 Сатурн

1842 – Марс в Рыбах , аспекты – квиконс к Луне, но при неизвестном времени рождения аспект под вопросом. Широкое (чуть больше 5 градусов) соединение Урана с Марсом.

1843 – Марс в Скорпионе, аспекты – 60 Сатурн, 90 Нептун.

В памяти людей художник остался вспыльчивым, буйным, темпераментным. Конфликтовал с художниками. Клодт требовал исключить из ТПХВ за разгромную статью, которую написал Куинджи. Больше подходит для Марса в Рыбах в соединении с Ураном. В Скорпионе и Весах секстиль к Сатурну можно считать сдерживающим аспектом. В живописи Куинджи свободно владел освещенностью, яркостью, полутонами, валёрами. Хорошо передает состояние природы. В работах нет такого внимания к форме, как у Марса в Весах и интенсивности живописного полотна, как у Марса в Скорпионе. Марс в Весах и Марс в Скорпионе имеют гармоничный аспект к Сатурну, что еще раз подчеркивает интерес к форме. А в работах Куинджи форме внимания уделяется мало. Все несколько размыто, интонационно, ощущение недоговоренности, таинственности, нет внимания к деталям. Все это приводит к предположению, что Марс у Куинджи находится в Рыбах и год рождения художника 1842.

В 40 лет художник уединился в своей мастерской и никого не пускал к себе, отказавшись от общения. В дирекциях «градус-год» дирекционное Солнце в это время проходит партильное соединение с Марсом в Рыбах при годе рождения 1842.

В дальнейшем можно расширить рамки работы и на основании этих исследований дать рекомендации по работе с учащимися художественных учебных заведений. Учесть сильные и слабые стороны в выполнении работы, выбрать для каждого учащегося верное направление.

Например Марсу в Овне давать больше самостоятельности и участия в конкуренции, Марс в Близнецах не загружать излишне длительной работой в одном направлении, что будет характерно для Марса в Тельце или Козероге. Марс в Раке и Рыбах будут требовать постоянного надзора и жесткой практики, чтобы не потерять форму. Марс в Скорпионе будет больше склонен к работе по принципу коллажа, когда нужно один материал трансформировать в другой.

Кроме текстовой части к работе прилагаются 2 сводных таблицы художников и 2 таблицы иллюстраций.

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ