ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Знак Зодиака - Весы

galich

cvetaeva

semenov

Весы занимают особое место в Зодиаке - это своего рода порог  между знаками  “личной жизни” (Овен - Дева) и знаками “общественной жизни” ( Весы-Рыбы). В Весах человек должен найти баланс* между стремлениями собственного эго и  необходимостью сотрудничества c окружающими его людьми. Он должен найти «золотую середину» между индивидуальными интересами и необходимостями, вытекающими из его принадлежности к  большему целому, к некоторому сообществу. Весы и затем Скорпион подготавливают индивидуума к  полноценному  участию в социальной жизни.

В начале личного цикла в Овне мы видим лишь голое самоутверждение,  прямое безоглядное действие. В  противоположной точке Зодиака в начале трансперсонального цикла (Весы) отчетливо выражено стремление соотнести свои интересы с общественными, здесь  мы наблюдаем реакцию на произведенные действия, взгляд на себя глазами постороннего наблюдателя. Человек в каком-то смысле перестает быть внешне активным и начинает осмысливать прожитое. Это настроение некоей заторможенной грусти и  состояние наблюдателя хорошо передается поэзией:

Сергей Есенин**

“Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...”

“Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне? “

Иван Бунин

“Мне вспоминается былое счастье,

Былые дни... Но мне не жаль  былого:

Я не грущу, как прежде, о былом, -

Оно живет в моем безмолвном сердце,

А мир везде исполнен красоты.”

Михаил Лермонтов

“И скоро старость приведет

Меня к могиле - я взгляну

На жизнь - на весь ничтожный плод -

И  о прошедшем вспомяну:”

“ В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...”

(И скучно и грустно)

“Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть”

(...Выхожу один я на дорогу...)

Печорин говорит: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне  два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.”

belinskiy

“Он (Печорин) много перечувствовал, много любил и по опыту знает как непродолжительны все привязанности; он много думал о жизни и смело смотрит на истину... сердце требует новой привязанности; но судьба еще не дает ему новых опытов, и, презирая старые, он все же по ним же судит о жизни. Отсюда... это охлаждение к жизни. Тут-то и возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею... В состоянии рефлексии человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии: как только зародится в человеке чувство, намерение, действие, тотчас какой-то скрытый в нем самом враг уже подсматривает зародыш, исследует верна ли эта мысль, действительно ли чувство, законно ли намерение...”

(В.Белинский)

Даже у революционно настроенного Н. Островского все помнят фразу:

ostrovskiy

“... и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор  за мелочное прошлое...”

( “Как  закалялась сталь”)

libra_01

Рис.1 Карта рождения Сергея Есенина

Важной особенностью Весов является зеркальное мировосприятие. Человек  смотрит в свое окружение, как в зеркало. Весы видят себя в других, т.е. видят себя со стороны, рефлексируют. Не случайно поэтому зеркало   - непременный атрибут Весов:

Сергей Есенин

“Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И разбитое зеркало”

(Черный человек)

Саша Черный

“Друг - читатель! НЕ ругайся,

Вынь-ка зеркальце складное.

Видишь - в нем зловеще меркнет

Кто-то хмурый и безликий?”

cvetaeva

Марина Цветаева

“Вечное сердце свое и служенье

Только ему, Королю!

Сердце свое и свое отраженье

В зеркале... - Как я люблю...”

“Хочу у зеркала, где муть

И сон туманящий,

Я выпытать - куда Вам путь

И где пристанище”

bunin

Иван Бунин

“И стоит , словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега…

И, как в зеркале, меж тростников,

С берегов опрокинулся лес,

И уходит узор облаков

В глубину отраженных небес.”

Михаил Кузмин

“Свое увидев мельком отраженье,

Я удивлюсь, что не увижу Вас;

И дорисует вмиг воображенье

Под шапкой взгляд неверных, милых глаз.”

Весы также чувствуют других в себе, т.е. хорошо понимает чужие запросы. Для Весов крайне важно найти отклик, встретить понимание с той стороны. Эта  особенность  Весов часто приводит к тому, что они идут на поводу у окружения, стремятся потрафить публике, предугадывая ее ожидания.  Иногда  они жертвуют собственными интересами ради установления гармоничной атмосферы в отношениях с окружением. Эта проблема, возможно, составляла самый болезненный внутренний конфликт Сергея Есенина. У Н.Асеева читаем:

"Выбор материала делался Есениным по требованию заказчика. Он не делал стихов "на вырост". Редко он возвышался до силы своего голоса, но снижал его , модулируя в привычном ушам его слушателей диапазоне."

esenin

«Есенин, перегнувшись ко мне, хрипел страшным шепотом: "Ты думаешь, это легко всю эту ерунду писать? Ну так я тебе скажу: иначе нельзя, иначе никто тебя знать не будет. Нужно пуд навоза на фунт помола." (Н.Асеев)»

По большому счету умиротворенность и удовлетворение Весы могут чувствовать только  в случае, если другие люди находятся в комфортных условиях ,так как Весы постоянно ставят себя на место другого, стараются взглянуть его глазами на происходящее.

grem_grin

Грэм Грин в “Сути Дела” вывел персонаж ( по признанию Грина -  отражение его собственного бессознательного), который полностью  поглощен “устройством чужого счастья”: “Он хотел счастья другим и покоя себе”. Молясь, он всегда произносит: “О Господи, дай мне смерть прежде, чем причиню кому-нибудь несчастье”. В конце концов, этот человек под грузом чрезмерной социальной ответственности решается на самоубийство. Но и свою смерть он обставляет таким образом, чтобы она выглядела как можно более естественной и принесла минимум неприятных минут его друзьям и родственникам.

libra_02

Рис.2 Карта рождения Грэма Грина

Лермонтовский Печорин говорит : ”... у меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною  несчастья других, то и сам  не менее несчастлив.”

У Весов может возникнуть чувство вины за проявления  собственного эго. Одна из главных тем Весов - проблема адекватности личной активности социальным устоям (Дон Кихот). Весам близка тема: человек в обществе - столкновение  сильной индивидуальности с нормами социума (Печорин):

“... Свет не терпит в кругу своем ничего сильного, потрясающего... свету нужны французские водевили и русская покорность чуждому мнению... Суд общего мнения, везде ошибочный, происходит у нас, однако, совсем на других основаниях, чем в остальной  Европе...” (Лермонтов «Княгиня Лиговская»)

lermontov

“Подумаешь: зачем живем мы? для того ли,

Чтоб вечно угождать на чуждый нрав

И рабствовать всегда!

Свет тут... он тайны знать не хочет! он по виду,

По платью встретит честность и порок, -

Но не снесет приличиям обиду,

И в наказаниях жесток!” (Лермонтов «Маскарад»)

libra_03

Рис.3 Карта рождения Михаила Лермонтова

Ключевое место в творчестве Весов занимает тема  красоты. Они остро ощущают дефицит  гармонии и   внешней  красоты в реальной жизни. Контраст между красотой искусственной и  некрасивой повседневностью очень часто занимают Весов.

sasha_cherniy

У  Саши Черного читаем:

“На полотнах Магдалины,

Сонм Мадонн, Венер и Фрин,

А вокруг - кривые спины

Мутноглазых Акулин.

В звуках музыки - страданье,

Боль любви и шепот грез,

А вокруг одно мычанье,

Стоны, храп и посвист лоз.”

Одним из основных побудительных мотивов Весов является стремление внести гармонию и красоту в  реальную жизнь. Сделать ее более утонченной, рафинировать ее , приблизить к идеальным образцам. Поэтому Весы всегда связывают с искусством. Они искусственно украшают естественное. Они следят, чтобы все формы были пропорциональны, симметричны, изящны.  Если мы говорим о литературе, то именно Весы могут искусно оформлять мысли и чувства в рифмованные структуры поэзии. Ведь Весы - сплав чувственной Венеры и формообразующего Сатурна. В рамках поэзии Весам очень близок имажинизм, декларировавший: “Искусство есть форма. Содержание - одна из частей формы."

libra_04

Рис.4 Карта рождения Марины Цветаевой

Весы - необходимый элемент   мироощущения поэта.  Недаром этот знак, так или иначе, подчеркнут практически у всех известных поэтов.

Динамика социального механизма - установление связей, умение найти компромиссное решение, показать лояльность, убедить в справедливости своего подхода -  одна из важнейших сфер активности Весов.

mario_pjuzo

Все это умело описано Марио  Пьюзо в “Крестном Отце”:

“Мистер Корлеоне  обещает вступиться за вас в конфликте с профсоюзом исключительно по дружбе - из признательности, что вы вступились за его подопечного. Вы пускаете в ход свое влияние, он - свое, дружеский обмен любезностями, ничего больше.”

ilf

Илье  Ильфу , видимо, принадлежит  вложенная в уста монтера Мечникова формулировка согласия - важнейшего, с точки зрения Весов, элемента общественной жизни:

“... Хорошо. Берите двадцать! Согласны? Ну, по глазам вижу, что согласны.

- Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.”

(Двенадцать стульев)

libra_05

Рис.5 Карта рождения Оскара Уайльда

Примечания:

*Слова из лексикона Весов выделены жирным

** Краткий список писателей-Весов:

Сергей  Есенин,  Иван Бунин, Михаил   Лермонтов, Иван Никитин, Алексей Кольцов,  Александр Сухово-Кобылин,  Марина Цветаева, Иван Аксаков , Николай Клюев, Михаил  Кузмин, Юрий Тынянов, Саша Черный,  Владимир Войнович , Николай Островский, Илья  Ильф ,  Александр Галич, Наум Коржавин, Борис  Пильняк, Юлиан  Семенов, Андрей  Синявский, Алексей Сурков, Грэм Грин , Артур Миллер, Артур Рембо, Марио Пьюзо,  С. Колридж, Мигель Сервантес, Франсуа Мориак, Скотт Фитцжеральд , Оскар Уайлд, Уильям Фолкнер, Гюнтер Грасс, Трумэн Капоте, Луи Арагон, Кэтрин Мэнсфилд, Анри Ален-Фурнье, Натаниэль Вест, Юджин  О Нил.

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ