ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Знак Зодиака - Телец

Знак Зодиака - Телец (Универсальный лексикон N2)1

В Тельце первичная энергия Овна сталкивается с плотной субстанцией материального2 мира. Одна из важнейших характеристик Тельца - связанность узами материальности. В то же время к ведению Тельца относится Любовь в самом широком смысле слова, т.е. отношение к миру как к ценности.

В отличии от Овна, Телец видит вокруг себя ценные вещи , возможности приобретения и обладания. Очень важно, чтобы Телец научился контролировать свою жажду обладания. В учении Будды, который по преданию родился в Тельце, много внимания уделяется как раз освобождению от сильных желаний и привязанностей. Видимо, не случайно наиболее известным буддийским афоризмом стало предостережение не путать палец, указывающий на Луну, с самой Луной. Таким образом Будда давал понять, что материя сама по себе лишь атрибут более высокой Духовной (нематериальной) Ценности.

В Тельцовской литературе можно часто встретить персонажей, путающих материального идола , внешнюю материальную форму с тем высоким, чьим знаком она выступает. Они попадают в ловушку материальной зависимости. Тельцам нужно понять - чтобы действительно владеть нужно отпустить. Привязавшие себя к материалу терпят поражение - чем сильнее они вцепляются в дорогую им вещь , тем иллюзорнее становится достижение того идеала, который эта вещь символизирует. Сохраняя малое, они теряют многое.

Основная проблематика Тельца нашла отражение в мифе о Минотавре . Царь Мидас одержим страстью накопления богатства, но именно жадность приводит его к несчастью. Мидас, возжелав стать повелителем морей, обещает морскому богу Посейдону в обмен за покровительство самого лучшего белого быка из своего стада. Но когда приходит время жертвоприношения, Мидас не может преодолеть свою жадность и нарушает уговор, оставляя белого быка у себя. В отместку Посейдон, действуя через Афродиту, возбуждает в жене Мидаса непреодолимую страсть к быку. Плод этой страсти - Минотавр - наполовину бык наполовину человек может насыщаться только человеческой плотью. Мидас прячет свой позор в лабиринт и кормит Минотавра своими подданными.

Очень важными для Тельца являются проблемы пола и воспроизводства, сексуальные проблемы. Авторов - Тельцов часто занимает тема разрушительности слепой страсти и необходимость различать между животным сластолюбием и чистой любовью.

vladimir-nabokov1

Произведения Владимира Набокова3 затрагивают многие тельцовские темы. Например, тема саморазрушения вследствие неконтролируемой страсти. Эта тема расширенная и тонко отделанная лежит в основе самого знаменитого произведения Набокова - “Лолита”. История страстной любви Гумберта Гумберта к 12-летней девочке рассказывается довольно натуралистично. Это , однако, не порнографический роман. Хотя Набоков здесь вторгается в культурные табу, он не без изящества выходит из сложной ситуации.

1

Главный герой Гумберт - воплощение малоприятной стороны тельцовской натуры: одержимость, эгоизм, жадность, сластолюбие... С другой стороны Гумберт представляет собой человека, пытающегося преодолеть боль одинокого существования погоней за мимолетным блеском совершенства. Для Гумберта это совершенство заключено в чистой, разделенной любви , благоухающей - примечательно - посреди сада. Для него переживание высшего наслаждения обязательно должно быть связано с конкретным объектом, в данном случае с молоденькой девушкой. В этом - основная ошибка Гумберта, он путает переживание с объектом, путает Луну с пальцем , на нее показывающим.

Вильям Шекспир

shekcpeare

Солнечный знак великого драматурга и поэта является простым и эффективным ключем к пресловутой «загадке авторства» шекспировских произведений. Дело в том, что с какого-то момента литературоведов , историков и других астрологически необразованных интеллектуалов ставил в тупик вопрос: как в одном человеке могло совмещаться скопидомство и страсть к наживе с поэтическим изяществом и эстетической восприимчивостью.

И невдомек этим мнительным господам, что тут нет никакого противоречия : все это грани одной и той же натуры - натуры Тельца.

Не слишком котирующаяся сегодня первая поэма Шекспира "Венера и Адонис", в его время произвела фурор. Изящная эротическая (в известной степени - порнографическая) поэма стала для него своего рода "Лолитой", пропуском в мир куртуазной литературной игры, а в итоге - причиной появления и широкого бытования в среде "блестящей молодежи" эпитета «сладостный, медоточивый» Шекспир.

Но интересна она не только этим. Здесь мы находим в зародыше все основные признаки его поэтики, особенно показательно то, что здесь уже присутствует шекспировская специфика образного выражения экзистенциальных моментов терминами  экономического происхождения!


«Зарытый клад ржавеет и гниет,
А в обороте золото растет!»
(«Венера и Адонис»)

«Подари мне один поцелуй, и я отдам его тебе тотчас же, и еще один за процент, если хочешь получить пару,

"Я рада бы продать себя и ты можешь меня купить и заплатить и пользоваться хорошим добром, а чтобы избежать всякой подделки, приложи свою ручную печать к алому сургучу моих губ",

"Купи тысячу поцелуев от меня... и выплачивай мне их по одному... Если за неуплату долг удваивается..." Ни о какой случайности не может идти речи, мы видим, что все его творчество, изначально и совершенно сознательно, было пронизано подобной терминологией.

Множество текстовых улик свидетельствуют о солнечном знаке великого Барда.

В одной из пьес встречаем такой диалог:
Сэр Эндрю. Да, икры у меня сильные и в оранжевых чулках выглядят совсем недурно. А не пора ли выпить?
Сэр Тоби. Что еще нам остается делать? Мы же родились под созвездием Тельца!

Ни о каком другом знаке Зодиака подобного признания не найдено
В следующем сонете  вполне отчетливо проступает Солнце в Тельце:
«Растратчик милый, расточаешь ты
Свое наследство в буйстве сумасбродном.
Природа нам не дарит красоты,
Но в долг дает - свободная свободным.
Прелестный скряга ты присвоить рад
То, что дано тебе для передачи.
Несчитанный ты укрываешь клад,
Не становясь от этого богаче.
Ты заключаешь сделки сам с собой,
Себя лишая прибылей богатых.
И в грозный час, назначенный судьбой,
Какой отчет отдашь в своих растратах?”

2

Если внимательно почитать "Гамлета",то и там можно найти много мест, весьма показательных  для  Тельцовской установки  героя.  В частности, когда  Гамлет  узнает, что полководец Фортинбрас идет на завоевание клочка земли в Польше, его приводит
в  ярость  это  захватническое стремление, которое он приписывает жажде накопления, свойственной как раз типажу Тельца: "Две тысячи людей и двадцать  тысяч дукатов загубить необходимо, чтоб о соломинке решить вопрос.
Таков  нарыв  богатства  и  покоя - он прорывается у нас внутри негаданно и нам приносит смерть".

Вывод из всего этого тот, что в конце концов просто смешно "замазывать" факты излишней бережливости и ростовщичества в биографии человека, доведшего подобное мировоззрение до высокой поэзии. Нет, ни о каком "чудовищном разрыве" между биографией и творчеством не может быть и речи.

Широк человек, а уж тем более такой Человек.

rozanov

Василий Розанов дает утрированное описание практически всех граней натуры Тельца:

“... о дойная корова. “Стельная” (После теленка?). Идешь и молоко сочится из вымени... И оно такое красивое, белое, розовое, огромное. И такие чудные четыре соска. Розовые. “Прямо пососал бы”. Это - я. Идет и слегка мычит. “Мурлычет от счастья”. Страшно люблю, когда у меня молоко течет.

И капает на травы, на растения. “Вся роза в молоке” - Васька пошел. “И вся крапива в молоке” - Васька прошел. И нет жгучести, злобы. Розанов умиряющее начало мира.

Вот я. Розанов.”

“Я постоянно хотел видеть весь мир беременным”.

“На виду я - всесклоняемый. В себе (субъект) - абсолютно несклоняем; не согласуем. Какое-то наречие.

“...следует однако, заметить, что 1\2 случаев, когда меня водят за нос, относится к глубокой, полной моей неспособности сказать человеку - “дурак”...

...И вот единственно чтобы не ставить “ближнего” в неловкое положение, я делаю вид, что все его указания очень умны или что он comme il faut и бережет меня. Еще 1\4 случаев относится к моему глубокому безразличию к внешней жизни (если не опасность). Но 1\4 однако, есть проявление чистого минуса и безволия...

Иное дело - мечта: тут я не продвигался даже на скрупул ни под каким воздействием... В этом смысле я был совершенно не поддающийся “культурному воздействию”.

“Я похож на младенца в утробе матери, но которому вовсе не хочется родиться. “Мне и тут тепло”...

“Народы, хотите ли, я вам скажу громовую истину, какой вам не говорил ни один из пророков...

-Ну?

-- Это - что частная жизнь выше всего.

- Хе-хе-хе! Ха-ха-ха!

-Да, да! Никто этого не говорил; я - первый...

Просто сидеть дома и хотя бы ковырять в носу и смотреть на закат солнца.

-Ха,ха,ха...

- Ей-ей: это - общее религии... Все религии пройдут, а это останется: просто - сидеть на стуле и смотреть вдаль.”

“...У меня есть затяжность души: “событием” я буду - и , глубоко, как немногие, жить через три года после того как его видел. А когда видел - ничего решительно не думал о нем. А думал ( страстно и горячо) о том, что было еще три года назад.”

Осязание играет для Тельца главную роль в общении с окружающим миром . Только ему доверяет Телец. Только оно подтверждает реальность существования материи.

alan_mapsal

Алан Маршалл

“Прежде чем съесть конфеты или посмотреть на них, я любил подержать их в руке. Ощущать под пальцами их твердые очертания... чувствовать их тяжесть на ладони - все это обещало так много, что я хотел сначала насладиться предвкушением.”

Важная отличительная черта Тельца стремление к стабильности и постоянству делает его часто малоподвижным и пугливым. Телец всегда предпочтет синицу в руках журавлю в небе, домашний уют рискованным приключениям. Телец - защитник, а не нападающий.

Набоков

“...тогда он выполз опять и, осторожно обходя игравших, пробрался налево под арку, где были сложены дрова. Там, подняв воротник, он сел на поленья.

Так он просидел около двухсот пятидесяти больших перемен...”

(«Защита Лужина»)

Телец имеет прямое отношение к питанию и продуктам питания. Читая Набокова, видим, что метафору можно строить, ипользуя пищевые продукты : "она была добра добротой черного шоколада, а не молочного" или "поцеловал в холодный, как творог, лоб".

И, конечно, Тельцам нет равных в красочности и осязаемости описаний стола. Какой другой знак способен произвести на свет такие аппетитные строчки?

bulgakov

Михаил Булгаков

“...Что отварные порционные судачки! Дешевка это милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокот с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-геуэзски? Десять с полтиной!”

“Супруга его принесла из кухни аккуратно нарезанную селедочку, густо посыпанную зеленым луком. Никандр Иванович налил лафитничик, выпил, подхватил на вилку три куска селедки... и в это время позвонили, а Пелагея Антоновна внесла дымящуюся кастрюлю, при одном взгляде на которую сразу можно было догадаться, что в ней, в гуще огненного борща, находится то, чего вкуснее нет в мире - мозговая кость.”

«На  разрисованных райскими цветами тарелках  с  черной широкой  каймой
лежала тонкими ломтиками  нарезанная семга,  маринованные  угри.  На тяжелой
доске кусок сыра со  слезой,  и  в  серебряной кадушке, обложенной снегом, -
икра. Меж тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика
с разноцветными  водками.»

zabolotsky

Николай Заболоцкий

“Тут тело розовой севрюги,

прекраснейшей из всех севрюг,

висело, вытянувши руки,

хвостом прицеплено за крюк.

Под ней кета пылала мясом,

угри подобные колбасам,

копченой пышности и лени

дымились подогнув колени,

и среди них как желтый клык

сиял на блюде царь- балык.

Картофелины мечутся в кастрюльке,

головками младенческими шевеля,

багровым слизняком повисло мясо,

тяжелое и липкое, едва

его глотает бледная вода-

полощет медленно и тихо розовеет,

а мясо расправляется в длину

и обнаженное идет ко дну.”

voznesensky

Андрей Вознесенский

“Как Россия ела! Семга розовела,

луковые стрелы, студень оробелый,

красная мадера в рюмке запотела,

в центре бычье тело корочкой хрустело,

синяя чурчхела, крабов каравеллы,

смена семь тарелок - все в один присест,

а кругом сардели на фарфоре рдели,

узкие форели в масле еле-еле,

страстны как свирели, царские форели,

стейк - для кавалеров, рыбка для невест...”

Пищевой вопрос никогда не оставит Тельца равнодушным:

Владимир Набоков

“...Но Лужин, не доходя до залы, ухитрился застрять в столовой, где был накрыт стол с закусками. Там он взял тарелку с сандвичами и унес ее к себе в комнату. ОН ел, раздеваясь, потом ел в постели...”

(«Защита Лужина»)

«Граф занял несколько десятков марок у соседа и употребил их на то, чтобы плотно питаться, ибо не

собирался давать судьбе никаких поблажек.» ( «Занятой человек»)

severjanin

Игорь Северянин

“Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,

мясо наелось рыбы и напилось вином.

И расплатившись с мясом, в полумясном экипаже

Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.

Мясо ласкало мясо, и отдавалось мясу,

И сотворяло мясо по прописям земным...”

sluckij

Борис Слуцкий

“Хотелось есть

И в детстве

и в отрочестве.

В юности тоже хотелось есть.

Не отвлекали помыслы творческие

и не мешали лесть и месть

аппетиту.

Хотелось мяса.

Жареного, до боли аж!

Кроме мяса,

имелась масса,

разных гастрономических жажд.

Хотелось выпить и закусить,

повторить, не стесняясь счётом,

а потом наивно спросить:

- Может быть, что- нибудь есть ещё там?

Думалось: вот наемся, напьюсь

всего хорошего, что естся и пьется,

и творческая жилка забьется:

над вымыслом слезами обольюсь

(«Желание поесть»)

Телец заведует всей материальной стороной жизни и тема финансов ему также не безразлична:

Михаил Булгаков

“-Ну что же - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

- Деньги, - продолжал артист, - должны храниться в госбанке, в специальных сухих и хорошо проветриваемых помещениях, а отнюдь не в теткином погребе...

Перед глазами его замелькали иностранные деньги. Тут были пачки канадских долларов, английских фунтов, голландских гульденов, латвийских лат, эстонских крон...”

(«Мастер и Маргарита»)

3

balsak

Бальзаку удалось в небольшом отрывке отразить основные черты тельцовского восприятия действительности - здесь и восхищение формами , и оценка качества материала вместе с финансовыми соображениями:

“По сладкому голоску горничной я понял, что хозяйке заплатить нечем. Зато какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнаженные плечи кашемировую шаль и куталась в нее так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся ее статная фигура. На ней был лишь пеньюар, отделанный белоснежным рюшем - значит не меньше 2 тысяч франков в год уходило на прачку, мастерицу по стирке тонкого белья. Раскрытая постель была смята...

Художник дорого бы дал, чтобы побыть в спальне моей должницы в это утро. Складки занавесей у кровати дышали сладострастной негой, сбитая простыня на голубом шелковом пуховике, смятая подушка, резко белевшая на этом лазурном фоне кружевными своими оборками, казалось, еще сохраняли неясный отпечаток дивных форм, дразнивший воображение. На медвежьей шкуре, разостланной у бронзовых львов, поддерживающих кровать красного дерева, блестел атлас белых туфелек...Вокруг ножки кресла обвились прозрачные чулки, которые унесло бы дуновением ветерка. На камине переливались блестки полураскрытого дорого веера. По всей комнате раскиданы были цветы, бриллианты, перчатки, букет, пояс и прочие принадлежности бального наряда. Пахло какими-то тонкими духами. Во всем была красота , лишенная гармонии, роскошь и беспорядок.”(«Гобсек»)

4

Сраните с В.Набоковым:

"Моя душенька, моя бедная девочка", -- проговорил он в

каком-то общем тумане жалости, нежности, желания, глядя на ее

сонность, дымчатость, заходящую улыбку, ощупывая ее сквозь

темное платье, чувствуя на голом, сквозь тонко-шерстяное,

полоску сиротской подвязки, думая о ее беззащитности,

заброшенности, теплоте, наслаждаясь живой тяжестью ее

расползающихся и опять, с легчайшим телесным шорохом, повыше

скрещивающихся ног, - и она дремотно отталкивала несессер,

стоявший рядом с креслом...» («Волшебник»)

Тельца завораживает игра природных энергий, всевозможные проявления жизненных сил, в конечном счете неистребимость самой жизни:

Игорь Северянин.

“Шумите вешние дубравы!

Расти трава, цвети сирень,

Виновных нет, все люди правы:

В такой благословенный день”

Шекспир

“Мы урожая ждем от лучших лоз,

Чтоб красота жила не увядая.

Пусть вянут лепестки созревших роз,

Хранит их память роза молодая.

А ты в свою влюбленный красоту,

Все лучшие ей отдавая соки,

Обилье превращаешь в нищету,

Свой злейший враг, бездушный и жестокий.

Ты - украшение нынешнего дня,

Недолговременной весны глашатай,-

Грядущее в зачатке хороня,

Соединяешь скаредность с растратой.

Жалея мир, земле не предавай

Грядущих лет прекрасный урожай!

Андрей Вознесенский

“Стоило гроши и вдруг алтын,

Ложная растет дороговизна.

Ценность измеряется одним -

единицей вложенности жизни!

Мера неизменная - талант,

он дается щедрым и беспечным,

что однажды жажду утолят

самым золотым обеспеченьем!

Не таи талантов, человек,

путь фальшив, но не фальшива гибель.

Весь себя вложи в единый чек!

Только в той ли кассе чек ты выбил?

(«е.в.ж.»)

bulat-okudgava

Булат Окуджава

“Виноградную косточку в теплую землю зарою...”

Примечания

1) Продолжение,  начало см.

«Знак Зодиака – Рак (Универсальный лексикон N4)» ;
«Знак Зодиака - Лев (Универсальный Лексикон N5)» ;
«Знак Зодиака - Дева (Универсальный Лексикон N6)» ;
«Знак Зодиака - Весы (Универсальный Лексикон N7)» ;
«Знак Зодиака – Скорпион (Универсальный Лексикон N8) ;
«Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)» ;
«Знак Зодиака – Козерог(Универсальный Лексикон N10) ;
«Знак Зодиака – Водолей (Универсальный Лексикон N11) ;
«Знак Зодиака – Рыбы (Универсальный Лексикон N12 ) ;
«Знак Зодиака – Овен (Универсальный Лексикон N1 ) .

2) слова лексикона Тельца выделены жирным шрифтом

3) Краткий список писателей Тельцов:

Михаил Булгаков, Василий Розанов , Николай Заболоцкий , Игорь Северянин,, Владимир Набоков, Василий Пушкин, Алексей Хомяков, Булат Окуджава, Юрий Домбровский, Борис Слуцкий, Андрей Вознесенский , Борис Парамонов, Виктор Астафьев, Надежда Тэффи

Уильям Шекспир, Генри Филдинг, Оноре де Бальзак, Шарлотта Бронте, Новалис, Роберт Пенн Уоррен, Ярослав Гашек, Генрик Сенкевич, Рабиндранат Тагор, Эммануэль Торрес, Эдвин Мюир, Бернард Маламуд, Роберт Броунинг, Тейяр де Шарден

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ