ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Израитель Б. Знак Зодиака - Близнецы

Знак Зодиака - Близнецы (Универсальный лексикон N3)1

Близнецы видят и слышат массу сигналов2 вокруг себя и стремятся наладить контакт с ближайшим окружением. В Близнецах начинается первичное взаимодействие с малым миром.

Близнецы - знак, ориентированный на восприятие конкретных фактов внешнего мира, они ощущают потребность настройки на вечно изменчивую природу. Близнецы всегда предпочтут отдельное и частное общему, конкретное и ощутимое абстрактному.

Близнецы очарованы многообразием жизни и обуреваемы жаждой познания всех возможных проявлений внешнего мира. Они - знак разнообразия и многосторонности. Они поглощены изучением все новых манифестаций Великого Единого.

Близнецы , надо отдать им должное, по-своему очень продуктивный знак - они запускают в мир массу новых вещей и идей. Они движимы потребностью выразить в мириадах разнообразных форм Главные принципы мироздания.

Близнецы символизируют также рациональный, дискриминирующий ум, который способен познавать себя, отделяясь от окружения. Посредством Близнецовского ума человек может не только воспринимать мир, но и познавать его и в конечном итоге использовать его.

Американский философ – оккультист, великий реформатор астрологии Дэйн Радъяр писал:” Думать - значит бороться с мозаичным разнообразием вечно меняющихся манифестаций окружающего мира”. Идея полного контроля над средой обитания получает свое оформление в Деве. В Близнецах мы видим первый шаг на этом пути. Они представляют контраст между своего рода вневременным бытием и необходимостью расти и меняться , получая все новый жизненный опыт. Быть или Становиться - вот в чем вопрос. И Близнецы - прежде всего знак становления. Для них путешествие само по себе важнее, чем пункт назначения.

Как правило, герои у авторов - Близнецов обладают даром жить полнокровной жизнью, но не знают, что с этим даром делать. Они все время находятся в процессе становления, в пути , но хотят , наконец прибыть на конечную станцию. Они очень нуждаются в том, чтобы установить правильные отношения между окружающей жизнью и своим интеллектом. Суть этого знака в том, что он связан не с материей и не с мыслю, а с взаимоотношениями между материей и умом. В символе Близнецов мы находим два существа - одно связанное с плотным миром , другое - с миром тонких форм. Часто в произведениях Близнецов фигурируют пары характеров , отражающие эту двойственность ( Онегин - Ленский, Ватсон - Холмс).

pushkin2

Пушкин3 со своим неимоверным разнообразием интересов и тем дает весьма полное представление о Близнецах. Нельзя не почувствовать у Пушкина очень характерную для Близнецов воздушную экспансию :

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык”.

“На крыльях вымысла носимый,

Ум улетал за край земной”.

Евгений Онегин наделен многими типичными чертами Близнецов:

легкость на подъем, умение почти одновременно делать разные дела

Прочтя печальное посланье,

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал”.

“Бывало он еще в постели:

К нему записочку несут.

Что? Приглашения? В самом деле

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде посметь немудрено.”

Близнецам свойственна эрудиция, без глубокого знания предмета:

“Все мы учились понемногу

Чему -нибудь и как-нибудь...”

“Онегин был по мнению многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка...

Он знал довольно по латыни ,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить Vale,

Да помнил хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.”

01

Тот факт, что Близнецы склонны хорошо ощутимым частям придавать больше значение, чем с трудом воспринимаемому целому объясняет многое в близнецовской литературе. Не редко критики обвиняют даже серьезных писателей - Близнецов в поверхностности и фрагментарности. Стиль Близнецов чаще всего характеризуется как мозаичный, разбросанный, двойственный:

“Спрашиваем: какая общая мысль остается в душе после Онегина? Никакой. Кто не скажет, что Онегин изобилует красотами разнообразными; но все это в отрывках, в отдельных стихах, в эпизодах к чему-то, чего нет и не будет. Следственно, при создании Онегина поэт не имел никакой мысли; начавши писать он не знал чем кончит, и, оканчивая, мог писать еще столько же глав, не вредя общности сочинения, потому что ее нет.”(Н.Полевой)

“Онегин есть собрание отдельных, бессвязных заметок и мыслей о том, о сем, вставленных в одну раму. Рудник для эпиграфов, а не органическое существо, которого части взаимно необходимы одна для другой”(из критики)

“та же прихотливая резвость вольного воображения, порхающего легкокрылым мотыльком по узорчатому, но бесплодному полю светской бездушной жизни; та же яркая пестрота красок и цветов, мелькающих подвижною калейдоскопическою мозаикой; то же беглое, но цепкое остроумие...Напрасно самое пристрастное доброжелательство усиливалось найти в нем черты высшего эстетического значения. Его воздушная легкость ускользала от всех покушений приязненной критики... Евгений Онегин не был и не назначался быть в самом деле романом. С самых первых глав можно было видеть, что он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения... Само явление его, неопределенно-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт ни имел ни цели, ни плана, а действовал по свбодному внушению играющей фантазии.”

(Н. Надеждин)

“Так это исторические сцены!.. Но, мне кажется, что всякое изящное произведение должно иметь органическую целость... поэтический ensemble... Ну - а есть ли хоть тень целости в этой связке разговоров, которая соединена в один переплет под именем Бориса Годунова?”( из критики)

batjushkov

Характеру Близнецов близки журналистские зарисовки , очерки нравов. Константин Батюшков:

“Здесь роскошь и нищета, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и ветренность неимоверная, как враждебные стихии в вечном несогласии, и составляют сие чудное целое, которое мы знаем под общим именем: Москва. Но праздность есть нечто общее, исключительно принадлежащее сему городу; она более всего приметна в каком-то беспокойном любопытстве жителей, которые беспрестанно ищут нового рассеяния. Здесь хвалятся гостеприимством, но - между нами - что значит это слово? Часто - любопытство.”

Близнецов отличает сильная двойственность:

balmont

Бальмонт

“У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей”.

voloshin

Волошин

Двойной соблазн - любви и любопытства...

Девичья грудь и голова пажа,

Лукавых уст невинное бесстыдство,

И в быстрых пальцах пламя мятежа...”

“Ты сочетала тонкость Андрогины

С безгрешностью порочного цветка.”

“В моей крови - слепой двойник”

“Когда ж зеркальность тишины

Сулит обманную беспечность,

Сквозит двойная бесконечность

Из отраженной глубины”

Михаил Светлов

“Как мальчики, мечтая о победах,

Умчались в неизвестные края

Два ангела на двух велосипедах -

Любовь моя и молодость моя”

thomas-mann

У Томаса Манна во многих вещах проблема двойственности выходит на первый план. Главный герой повести “Тони Крюгер” говорит: “Я стою между двух миров. Ни в одном из них я не чувствую себя своим и в результате испытываю мучения”. С одной стороны его влечет возвышенный, но стерильный мир чистого интеллекта, с другой - чувственные радости, теплота обычного человеческого существования. Свою раздвоенность Тони Крюгер преодолевает , став на путь взаимодействия ума и опыта.

02

Писатели -Близнецы очень часто ошеломляют читателя своей эрудицией.

“В произведениях Томаса Манна поражает не только разнообразие материала, который он использовал, поражает энциклопедичность, значительность сведений, которые сообщаются читателю из самых разных областей - истории, философии, этнографии, эстетик, этики, медицины и физики - всего не перечислить.”

“Тома Манн вошел в мировую литературу, как крупнейший представитель интеллектуального романа...”

joseph-brodsky

Иосиф Бродский

“Он явно перегружал свои семинары информацией, и чем меньше студенты знали о поэте, тем больше он старался компенсировать их пробелы, делая устные сноски чуть ли не к каждому слову стихотворения, биографо-психологические, исторические, философские, но главным образом поэтические, напоминая, что в поэзии все эхо всего.

...Эрудиция его была воистину устрашающая. Однажды его огорчил один из русских аспирантов: выяснилось, что тот не читал “Гильгамеш”, на что Бродский заметил: “Прежде чем заниматься исследованиями поэзии, желательно прочесть...”, и тут последовал более чем часовой экскурс в историю греческой, римской и современной европейской поэзии, который он закончил словами:

”Это приблизительно одна десятая того, что вам следовало бы знать, прежде чем писать о Мандельштаме или Пастернаке”.

03

Близнецы заворожены игрой ума. Детективы лучше всего подходят для демонстрации умственных способностей героев. Творчество Конан Дойля в основном сводится к описанию эффектных интеллектуальных упражнений .

konan_doile

“- Видите ли, дорогой мой Уотсон... - Он укрепил пробирку на штативе и принялся читать мне лекцию с видом профессора, обращающегося к аудитории. - Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий простейшим образом вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление. После того как я заметил впадинку между большим и указательным пальцами вашей левой руки, мне было вовсе не трудно заключить, что вы не собираетесь вкладывать свой небольшой капитал в золотые россыпи.

- Но я не вижу никакой связи между этими двумя обстоятельствами!

- Охотно верю. Однако я вам в несколько минут докажу, что такая связь существует. Вот опущенные звенья этой простейшей цепи: во-первых, когда вчера вечером мы вернулись из клуба, впадинка между указательным и большим пальцами на вашей левой руке была выпачкана мелом; во-вторых, всякий раз, когда вы играете на бильярде, вы натираете эту впадинку мелом, чтобы кий не скользил у вас в руке: в-третьих вы играете на бильярде только с Сэрстоном: в-четвертых, месяц назад вы мне сказали, что Сэрстон предложил вам приобрести совместно с ним южноафриканские ценные бумаги, которые поступят в продажу через месяц: в-пятых, ваша чековая книжка заперта в ящике моего письменного стола, и вы не попросили у меня ключа; в-шестых вы не собираетесь вкладывать свои деньги в южноафриканские бумаги.”

04

Учеба и освоение языков играют очень важную роль в жизни Близнецов.

gontgharov

О герое “Обыкновенной истории” Гончаров говорит, что:

“ОН прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков... Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого. ОН не знал на который броситься.”

Выполнение посреднической миссии одна из основных близнецовских функций:

“... Но зато ему поручают, например, завезти мимоездом поклон от такой-то к такому-то, и он непременно завезет и тут же кстати позавтракает, - уведомить такого-то, что известная-де бумага получена, а какая именно, этого ему не говорят, - передать туда-то кадочку с медом или горсточку семян, с наказом не разлить и не рассыпать, - напомнить когда кто именинник.”

(И.Гончаров “Обыкновенная история”)

Близнецов отличает повышенная общительность:

“ОН вспомнил про свой губернский город, где каждая встреча с кем бы то ни было, почему-нибудь интересна... С кем ни встретишься - поклон да пару слов, а с кем и не кланяешься, так знаешь кто он, куда и зачем идет... Если, наконец, встретятся незнакомые, еще не видавшие друг друга, то вдруг лица обоих превращаются в знак вопроса; они остановятся и оборотятся раза два назад, а пришедши домой, опишут и костюм, и походку нового лица, и пойдут толки и догадки, и кто, и откуда, и зачем.”

(Обыкновенная история)

walt_whitman

Сравните с отрывком из Уитмена:

“Первый встречный, если ты проходя, захочешь заговорить со мною, почему бы тебе не заговорить со мною?

Почему бы и мне не начать разговора с тобой?”

(“Тебе”)

Два брата-близнеца являются символом знака . Братские отношения - один из главных мотивов Близнецов.

“...В высшем смысле ведь у меня только один брат, - пишет Томас Манн, -Часто спрашивают, кто из братьев Манн был, собственно говоря, “настоящим”, “подлинным”. Думается, что тем единственным, “подлинным”, мог, вероятно, стать человек, которого природе следовало бы создать из нас обоих.

Быть братьями - это значит вместе быть мальчишками в почтенно - провинциальном углу отечества и вместе потешаться над этим почтенным углом; значит делить свободу, нереальность, чистоту, абсолютную неприкаянность юности.”

( из переписки с братом)

Близнецы - это легкость и подвижность, движение без цели - ради самого движения , ради новых впечатлений и контактов:

Бальмонт.

“А я - двойник себя, я - всадник на коне

Бесцельно едущий куда? Кто скажет мне?”

“Чуть уснул и пробужден и,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой, куда неугомонный?

Вечно прямо, снова в путь”

(“Ветер”)

svetlov

Михаил Светлов

“Мне кажется, судьба мне приказала,

В пути не отдыхая никогда,

Нестись к осточертевшему вокзалу,

Откуда к счастью ходят поезда.

Да, я таксист. Пути мои безмерны.

И каждый дальний путь мне недалек.

Вам кажется, я счастлив? Нет, неверно.

Моя трагедия - зеленый огонек.”

“Я взнуздал отличного коня -

Горизонт уходит от меня

Я перескочил в автомобиль -

Горизонта нет, а только пыль.

Я купил билет на самолет.

Он теперь ,наверно, не уйдет!”

voloshin

Максимилиан Волошин

“Как некий юноша в скитаньях без возврата,

Иду из края в край и от костра к костру...

Я в каждой девушке предчувствую сестру,

И между юношей ищу напрасно брата”

В почти сходных выражениях Бальмонт и Волошин описывают характер близнецовского взаимодействия:

Бальмонт

“Я - изысканность русской медлительной речи...”

“Я - внезапной излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей,

Я - для всех и ничей.”

Волошин

“...я - Прохожий,

Близкий всем, всему чужой.”

Поверхностность в отношениях - отличительная черта Близнецов:

Бальмонт

“Я не знаю, что такое - презрение...”

“Я всех люблю равно любовью равнодушной.

Я весь душой с другим, когда он тут со мной.

Но чуть он отойдет,

Как светлый и воздушный

Забвеньем я дышу, своею тишиной.”

В следующих строчках Константина Бальмонта прекрасно отражена натура Близнецов:

“...Мне кажется желанной различность и причудливость умов”.

“Я вижу: волны мира многопенны”.

“И птицей, ветром и бродягой

Весь мир земной я облетел”.

“Прекрасна разность всех различных стран”

“В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.”

(“Я не знаю мудрости”)

Близнецам очень трудно верить не проверяя, трудно воспринимать слишком отвлеченные материи:

Уолт Уитмен

“Страшное сомненье во всем,

Тревога, а что если нас надувают?

Что, если наша вера и наши надежды напрасны?...”

(“Страшное сомненье во всем”)

“И я говорю всем людям: не пытайте о боге,

даже мне, кому все любопытно, не любопытен бог.”

paustovskiy

Этот отрывок из Константина Паустовского напоминает нам, что Меркурий (Планета Близнецов) покровительствует мошенникам и воришкам:

“...Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна.”

Меркурий покровительствует также разведчикам…

Михаил Светлов демонстрирует, как даже в экстремальных условиях любопытство не оставляет Близнецов

В разведке

Поворачивали дула

В синем холоде штыков,

И звезда на нас взглянула

Из-за дымных облаков.

Наши кони шли понуро,

Слабо чуя повода.

Я сказал ему: - Меркурий

Называется звезда.

Перед боем больно тускло

Свет свой синий звезды льют...

И спросил он:

- А по-русски

Как Меркурия зовут?”

Константин Бальмонт о сущности Близнецов:

“Я живу слишком быстрой жизнью ... Я иду, я иду, я ухожу, я меняю и изменяюсь сам...”

Примечания

1) Продолжение,  начало см.

«Знак Зодиака – Рак (Универсальный лексикон N4)» ;
«Знак Зодиака - Лев (Универсальный Лексикон N5)» ;
«Знак Зодиака - Дева (Универсальный Лексикон N6)» ;
«Знак Зодиака - Весы (Универсальный Лексикон N7)» ;
«Знак Зодиака – Скорпион (Универсальный Лексикон N8) ;
«Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)» ;
«Знак Зодиака – Козерог(Универсальный Лексикон N10) ;
«Знак Зодиака – Водолей (Универсальный Лексикон N11) ;
«Знак Зодиака – Рыбы (Универсальный Лексикон N12 ) ;
«Знак Зодиака – Овен (Универсальный Лексикон N1 ) ;
«Знак Зодиака – Телец (Универсальный Лексикон N2 ) .

2) слова лексикона Близнецов выделены жирным шрифтом

3) Краткий список писателей Близнецов: Александр Пушкин, Константин Батюшков, Максимилиан Волошин, Иван Гончаров, Виссарион Белинский, Константин Бальмонт, Владислав Ходасевич, Андрей Битов, Михаил Шолохов, Михаил Светлов , Аполлон Майков, Константин Паустовский, Петр Чаадаев, Иосиф Бродский , Алексей Арбузов, Василь Быков, Людмила Петрушевская., Владимир Солоухин.

Артур Конан Дойль , Томас Манн, Уолт Уитмен, Жан- Поль Сартр , Данте, Сол Беллоу, Федерико Лорка, Томас Харди, В.Йетс, Дж. Честертон, Уильям Стайрон, Ральф Эмерсон, Арнольд Беннетт.

ДРУГИе ИССЛЕДОВАНИЯ