ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

Маленькие путаники с Большими телескопами



 

Маленькие путаники с Большими телескопами

или

Астрологическая Цивилизация Один1

С недавних пор автор испытывает довольно большую симпатию к астрономам, и когда астрологи начинают сурово критиковать коллег наших младших, всегда встает на их защиту.

По правде говоря, эти увлеченные, трудолюбивые, изобретательные люди уже давно заслужили добрые слова от астрологов. Возможно, сами того не желая, они, астрономы, год за годом обеспечивают астрологов самой высококачественной и разнообразной пищей для размышлений. Они всегда готовы поделиться своими чудесными открытиями, никогда не отказываются от расчета самых сложных траекторий, самых далеких координат.

То, что они раз в 3-4 года озабоченно пересчитывают знаки Зодиака и немного Astronomers-300x258 путают знаки с одноименными созвездиями - сущие пустяки по сравнению с их последними достижениями.

Весь предыдущий труд работников телескопа меркнет перед, прямо скажем, фантастическими открытиями, о которых пока еще недостаточно известно широкой публике. Все астероиды и планетоиды, обнаруженные за последние 200лет на Небе – мелочи по сравнению с грандиозной панорамой, открывшейся совсем недавно у нас на Земле.

Дело в том, что в результате самых свежих исследований астрономов, которые являются историческими и в прямом и в переносном смысле, пред нами развернулась потрясающая картина рождения человеческой Цивилизации.

Картина эта имеет самое непосредственное отношение к Астрологии, ее прошлому и роли, которую она играла на заре человеческой истории. Благодаря самоотверженным, но, возможно, не всегда осознанным усилиям астрономов2 мы теперь знаем наверняка – Астрология есть фундамент всей современной Цивилизации.

Оказалось, что все следы культуры, все признаки цивилизованности и организованности древних людей связаны почти исключительно с изучением Небесной Сферы.

mamontНачнем с самого простого – с наскальных рисунков. Все указывает на то, что наскальные рисунки в большинстве своём - отнюдь не художества пещерных людей, никакие не творческие занятия в перерывах между охотой на мамонта и сбором съедобных кореньев. Наскальные рисунки есть результат пристального наблюдения за звездным небом. Размещение рисунков, их структура, эволюция формы, сравнительный анализ рисунков из разных ареалов убедительно свидетельствует – рисунки отражали, или лучше сказать, пытались отразить узоры на небесной сфере3.

Далее, астрономы практически доказали, что алфавиты всех народов – производные астрологических наблюдений. Знаки письма есть стилизованные звездные узоры! Изначальная функция букв – отмечать расположения звезд и планет. Порядок букв в алфавитах отражает последовательность  восхода  основных группировок звезд. Иероглифы и Буквы - это те же самые астрологические значки, но претерпевшие тысячелетия непрерывного дизайна. Таким образом, наша письменность своими корнями уходит в изучение звездного Неба4.

Перейдем теперь к более близкому по времени и более сложному виду деятельности – строительству каменных сооружений огромных размеров со сложной архитектурой. У этих сооружений была различная форма – пирамидальная, кольцевая, кубическая, сферическая. Общее у них – выверенная ориентация относительно небесных координат, и, следовательно, одна и та же функция – наблюдение за космическими метаморфозами5.

Громадные сооружения из камня получили название мегалитов. Мегалитическая культура датируется примерно 4 – 6 тысячелетием до нашей эры. В одной только Англии выявлено 900 (!) мегалитических обсерваторий-храмов. Мегалитические обсерватории, как показали раскопки последних лет, разбросаны на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана, а также по всей Америке. Некоторые из них по размерам и возрасту превосходят пирамиды Египта, которые в свою очередь являются разновидностью астрологических наблюдательных пунктов. Структурная общность сооружений и других артефактов, имеющих отношение к мегалитам, позволяет предположить существование в Евразии очень развитой астрологической Сверхцивилизации, которая послужила фундаментом хорошо известным нам цивилизациям Средиземноморья, Ближнего Востока, Междуречья, Индии и Китая.

Интуитивно пришел к этой идее ещё в середине прошлого века профессор Массачусетского Технологического Института Джордж Сантильяна. Когда Сантильяна высказал эту гипотезу в книге «Мельница Гамлета» (1969)6 научный истэблишмент отнесся к этому, мягко говоря, без энтузиазма, обозвав профессора фантазером. Но вот прошло почти полвека и ситуация изменилась коренным образом: все больше специалистов астрономов, археоло

гов, историков, этнографов склоняются к мысли, что вероятность существования гигантской Цивилизации, опиравшейся на Астрологию идейно, инструментально и морально, – вещь вполне вероятная.

Именно наследие такой Цивилизации – «Цивилизации звездочетов» - питало, по всей видимости, передовые умы античности, древней Индии и древнего Китая. В самом деле, трудно поверить, что Сократ, Аристотель, Платон, Лао-Цзы, Конфуций, Будда возникли, чуть ли не на пустом месте. Только что (по меркам истории) люди ходили в шкурах и ютились в пещерах, и вдруг – небывалый расцвет культуры сразу в нескольких очагах на огромном пространстве от Атлантического до Тихого океана…

Документы, ставшие достоянием научного сообщества в последнее время, свидетельствуют, что большинство «космических» открытий древних греков на самом деле - сведения, позаимствованные из гораздо более древних источников7.

Теперь уже не подлежит сомнению, что многие важные идеи мыслители античности позаимствовали у жрецов-астрологов предшествующего периода культурного расцвета.

Всё было бы замечательно (для астрологов и Астрологии), если бы не маленькое «но»…

Во всех текстах наших коллег там, где по логике вещей должно стоять слово «Астрология», практически всюду написано «астрономия». Казалось бы, не очень существенная терминологическая путаница (мы же с вами понимаем, что астрономия и астрология в те стародавние времена были синонимами) привела и, видимо, закономерно к серьезному искажению смыслов.

Назвав астрологию астрономией, наши ученые друзья с наивным простодушием стремятся придать «космической» философии, учениям и практике 5-8 тысячелетней давности черты современной астрономии. При этом с упорством, достойным лучшего применения, игнорируется действительный выгодоприобретатель последних сенсационных открытий – Астрология8.

Происходит приписывание очень старому взгляду на мир идей и категорий современной эпохи. Древние звездочеты представлены или учёными-подвижниками, готовыми на всё для удовлетворения своего чисто научного интереса, т.е. изучение неба им интересно само по себе, оно не имеет никакого прикладного значения; или, в самом лучшем случае, крайними прагматиками с механистически-позитивистским уклоном – их интересует использование наблюдений за небом для очень узкого набора конкретных целей, например, для составления сельскохозяйственных календарей и ориентации на местности при передвижениях.

Справедливо отмечая, что наблюдение за звездами помогало ориентироваться во времени и пространстве, некоторые наши коллеги почему-то решают, что этим полностью исчерпываются основания для изучения Неба у наших далеких предков. Предполагается, что древний человек каким-то звериным чутьем понял, что на все остальные вопросы Звездная Сфера действительно «научных» ответов дать не в состоянии.

По мнению наших высоколобых современников, звездочеты древности рассуждали в русле материалистическо-механистической логики нового времени. Каким обра

зом так вышло, что картина Мира жрецов-астрологов бронзового века, совпала в общих чертах с картиной мира профессоров, читающих курс астрофизики в современных университетах, не поясняется.

Даже если допустить, что звездочеты неолита начинали с календарей и навигации, то представляется почти неизбежным их последующее использование космической информации для получения ответов на все важные вопросы жизни.

Действительно, если обнаружено чудесное «Табло», дающее очень точную информацию о ходе времени и местонахождении вопрошателя, не логично ли человеку той эпохи заключить, что познавательная мощь этого волшебного инструмента распространяется на все сферы существования. Если звезды столь надежно предсказывают, допустим, начало сезона дождей, неужели нет никакой логики в том, чтобы «спросить» их о начале войны с соседями или о смене верховной власти?

astrolog drevnijОчевидно громадное значение, которое придавалось «Астрономии» цивилизациями древности. А это явно указывает на гораздо более широкое поле интересов, обслуживаемых ею. Человек обратил свой взор на небеса, конечно, не только и не столько для того, чтобы удовлетворять свою научную любознательность.

Вероятнее всего,

 обращаясь к порядку небесных явлений, человечество заботилось о своих самых фундаментальных нуждах и интересах. Человек искал на небесах покровительство и водительство, а затем своё собственное отражение и порядок человеческой Вселенной. Он чувствовал, что его мир бесчисленными видимыми и невидимыми нитями связан с общим порядком Вселенной, и пытался проникнуть в эту таинственную связь. Небесные явления рассматривались как властелины и правители мира, как вершители человеческих судеб. Чтобы организовать политическую, социальную, экономическую и моральную жизнь человека, нужно было, оказывается, обратиться к небесам.

Если б дело обстояло иначе, если бы Астрология не занимала центрального места в жизни общества, не служила основным смыслообразующим, организующим и направляющим инструментом доисторической цивилизации, то не было бы столь исступленной погони за астр

ономическими знаниями.

Разве можно себе представить, к примеру, возведение гигантских обсерваторий лишь для удовлетворения чьего-то любопытства в отношении устройства Вселенной?

Возведение мегалитических сооружений представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей, мобилизации практически всех наличных ресурсов.

Например, строительство Стоунхенджа могло потребовать до 30 млн. человеко-часов. Ведь необходимо было многотонные блоки притащить издалека и 

stonehedge

поднять на высоту 3-х этажного дома. Для позитивистски настроенных исследователей возведение Стоунхенджа, да и других крупных сооружений, в отсутствие шагающих экскаваторов и сверхмощных кранов – подвиг на грани мистики, загадка из загадок. Но эта загадка остается таковой, лишь пока мы считаем подобные проекты своего рода прихотью, чуть ли не украшательством

ландшафта. А если возведение такого объекта для людей той эпохи есть первейшая жизненная необходимость, если без него жизнь теряет высший смысл? Тогда естественно предположить, что все силы сообщества концентрируются вокруг такого строительства и оно вполне осуществимо.

Итак, мы приходим к тому, что древняя «астрономия» решала жизненно важные вопросы, на нее возлагалось регулирование всех сфер бытия, вокруг нее весьма вероятно строилась вся философия, идеология, весь мировоззренческий аппарат доисторической цивилизации. Но такая «астрономия» и есть на самом деле Астрология. Астрология - это астрономия, обращенная к основным запросам человека.

Один из лидеров историко-культурных исследований астрологии Ник Кэмпион пишет: «Чтобы взять на вооружение терминологию удобную и полезную, обеспечивающую четкое размежевание астрономии и астрологии, будем считать, что первая занимается физической вселенной, а последняя - психической (в духовном и психологическом аспектах). Таким образом, астрономию мы отнесем к естественным наукам, в то время как астрология, по сути, является самой гуманитарной из наук.»9

Важно понять, что астрономия, если уж попытаться оторвать ее от Астрологии, на протяжении столетий оставалась сугубо вспомогательным видом деятельности. Она занималась «техническим обеспечением» астрологии. Язык не поворачивается назвать ее дисциплиной в настоящем смысле этого слова. Понимание это дается современным исследователям с большим трудом.

В целом благожелательно настроенный к астрологии английский историк П. Максвелл-Стюарт в своем капитальном труде «Астрология: от древнего Вавилона до наших дней»10 начинает с весьма вроде бы правильного замечания:

«Астрономия наблюдала за небом, регистрировала, измеряла то, что она там видела. Астрология брала эту информацию, наполняла ее значением, интерпретировала по отношению к Земле и ее обитателям. Исследования астрономов обеспечивали астрологов материалом для извлечения смыслов.»

Видимо, желая оказать услугу астрологии, П. Максвелл-Стюарт продолжает: «Астрономия и астрология шли рука об руку на протяжении почти всей известной истории, разделить их было невозможно, одна подразумевала другую и наоборот. Было бы грубой ошибкой считать, что одна более достойна уважения, чем другая, что одна более точна и рациональна, чем другая».

При всем стремлении быть объективным П. Максвелл- Стюарт подразумевает некую отдельную собственную линию астрономии; между строк читается, по крайней мере, равенство и взаимодополняющее сотрудничество астрономии и астрологии.

В реальности такого равенства и сотрудничества, по всей видимости, не наблюдалось. Так как никакой астрономии в современном смысле слова в те далекие времена, скорее всего, не было. Это вынуждены признать даже некоторые авторитетные современные исследователи.

diurer prognosticon«Работа звездочетов древности и современная астрономия оказываются по разные стороны гигантской интеллектуальной пропасти, возникшей в 16-17 веках, - пишет известный историк и антрополог Станислав Иванишевский. - Эта пропасть разделила их навсегда. Современную астрономию породила Коперниковская революция и геометрическое пространство Галилея. Астрономия наших дней не может рассматриваться, как естественное продолжение старой до-телескопической астрономии… Это необходимо подчеркнуть, так как некоторые астрономы в запальчивости иногда провозглашают астрономию древнейшей из наук»11.

Непредвзятый анализ показывает, что в те далекие времена астрономия могла существовать лишь как интегральная часть Астрологии. Поэтому в норме не было людей, интересующихся сугубо наблюдением за небом и регистрацией увиденного, но при этом никак не пытавшихся полученную информацию применить к решению сущностных вопросов бытия. Другими словами, не было отдельных астрономов, не интересовавшихся астрологией12.

Представить себе нормального человека, изучавшего звезды, планеты, ради них самих, для того времени было делом немыслимым. С таким же успехом можно представить крестьянина, интересующегося только посевами и абсолютно безразличного к урожаям.

poleМетафора аграрного труда, кстати, может кое-что прояснить в отношении астрономии и астрологии. Можно ли разделить посевную и уборочную? В принципе можно. Хотя нормальное положение вещей таково, что посевная и уборочная – звенья одной цепи, фазы одного процесса. Причем целью всего процесса является урожай.

Точно также астрономия и астрология в восприятии человека «донаучной» эпохи составляли единое целое. Подготовительный этап (посев) выполняла астрономия, а этап завершения \ свершения (сбор урожая) – астрология. Смысл подготовительного этапа – обеспечение основного этапа. Смысл астрономии заключался в астрологии.

Любопытно, что наша аналогия может дать ключ к пониманию последующего возрастания роли астрономии и оттеснения астрологии на культурные задворки.

Ведь, что ни говори, посевная совершенно спокойно может существовать сама по себе (пусть это и бессмысленно), она не нуждается в урожае. А вот настоящий урожай без посевной невозможен.

С другой стороны, посевная в целом более рутинное и механистичное мероприятие, чем сбор урожая. Например, оценка необходимой зрелости плодов для начала уборочной – довольно субъективная вещь. Не говоря уже о том, что на урожай влияет гораздо больше различных, не всегда формализуемых факторов.

Точно так же астрономия проще и механистичнее астрологии. Процедуры расчета и каталогизации (основа астрономии), конечно, выглядят весьма рационально и «научно»; а вот процедуры интерпретации рассчитанного, толкования применительно к разным ситуациям (основа астрологии) - гораздо ближе к искусству, т.е. иррациональны.

Как только эпоха материализма-механицизма вступила в свои права, все иррациональное стало испытывать сильнейшее давление и подвергаться все более и более беспощадному цензурированию.

Но самую непримиримую интеллектуальную войну апологеты рационализма развернули против Астрологии. Однако  вовсе не потому, что она самая иррациональная, а, как ни удивительно, потому, что демонстрировала  лучше всех реально существующую в нашей Вселенной неразрывную связь иррационального и рационального, субъективного и объективного, психического и физического. И напоминала, что после посевной  нужно думать об урожае.

(Продолжение следует)

Примечания

1.  О  настоящем предназначении Астрологии, о гипотетическом механизме рождения Цивилизации и о роли Астрологии в ее становлении   подробнее см. в:

 Б.Израитель «Астрология Человека», ВШКА Плюс, 2016, Глава1

2. Астрономы, о которых здесь идет речь, принадлежат к новому направлению в астрономии – т.н. культурной астрономии ( англ. CulturalAstronomy). Это направление, в частности, изучает связи между астрономией и Культурой, историю астрономии.

3. Steven Mithen “The prehistory of the Mind: A Search for the Origins of  Art, Religion and Science”

4. Barinova Ekaterina «On the origin of the alphabet in a cosmological aspect»,

 Damerov, P. « The origin of writings as a problem of historical epistemology».Cuneiform Digital Library Journal, 1-10.

5.Mary Bloomberg, Goran Henrikson “Calendars, Symbols and Orientations”

6. Giorgio de Santillana,Hertha von DechenHamlet's Mill: An Essay Investigating the Origins of Human Knowledge And Its Transmission Through Myth”

Ввиду сложности работы  рекомендуем вначале ознакомиться с русским переводом по адресуhttp://hm.2free.ru

7. Nicholas Campion “A History of Western Astrology”

8. При прочтении некоторых текстов  создается впечатление, что для определенного круга исследователей существует  жесткое табу на само слово «астрология». Авторы изощряются, как могут, в поиске различных синонимов, лишь бы  не употребить  страшное слово «астрология».

9. Nicholas Campion “A History of Western Astrology”

10. P. G. Maxwell-Stuart «Astrology: From Ancient Babylon  to the Present»

11. Stanislaw Iwaniszewski «Ancient Cosmologies: Understanding Ancient Skywatchers,

Mayas, and their Worldviews»

12. Надо заметить, что серьезное разделение труда вплоть до конвейерного способа производства – это примета нашего времени. Во времена  не столь отдаленные исполнитель должен был провести весь процесс от начала до конца.

Это сейчас отдельный человек вытирает пыль с телескопа, другой  совсем особый человек подводит к нему питание, третий - смотрит в окуляр, и совсем другой человек пишет диссертацию по астрономии. Когда-то такое положение дел посчитали бы немыслимым расточительством.

Rambler's Top100