ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на web- отделение. Начало занятий сентябрь 2018 Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru или позвонить по 8 925 771 26 86 -будни 12-18 мск

Астрологу, выбирающему путь: как Индусы с Греками нас назад тянули



uchitelia

«Сжигание тьмы» (Учителя)

картина Н.К. Рериха

Надежды на то, что с входом Урана в Овен мода на старинную астрологию иссякнет, и начнутся революционные изменения в астрологии, прямо скажем, не оправдались.

Поскольку увлечение архаикой продолжается и, возможно, среди читателей есть те, кто тратит свое время на тщательное изучение старых мастеров, приходится возвращаться к теме взаимоотношений старого и нового, прошлого и настоящего.

Напомним, что увлечение ретро-астрологией началось с широкой кампании по переводу античных и средневековых текстов, инициированной, прежде всего, двумя выдающимися американскими астрологами с историческим образованием – Р.Хэндом и Р.Шмидтом – в конце 20 века. Проект получил название «Hindsight», что в переводе на русский означает «оглядываясь назад»

Исходный мотив проекта был вполне рациональным - возродить забытые техники, обогатить технический арсенал современного астролога. И начальный этап переводов как будто бы обещал не только много интересного, но и качественный прорыв - переход астрологии на новый уровень функционирования. Инициаторы проекта искрились энтузиазмом. К этому времени относится знаменитое высказывание Р.Хэнда: «Не надо путать свободу воли с плохой техникой». Т.е. предсказанное не сбывается не в силу того, что у человека есть свобода воли, а просто потому, что у астролога недостаточный арсенал средств.

Однако шло время, и в интервью энтузиастов начали проскальзывать ноты разочарования:«Чтобы там ни говорили,- пишет Р.Шмидт , - древние астрологи принадлежат своему времени; мы – современные люди, и мы должны создать современную астрологию».

microcosm

Примерно в том же духе высказывается и Р.Хэнд: « Мне абсолютно неинтересно, чтобы современная астрология стала похожа на астрологию 15 века. У древней и средневековой астрологии гораздо более развитый технический аппарат; но интерпретационный аппарат современной астрологии, ее символический аппарат, на мой взгляд, превосходен.
Когда вы читаете толкования в средневековых учебниках астрологии, вы думаете: «любопытно, но ужасно примитивно». А главное за всем этим не видно психологической структуры. Сегодня мы очень психологичны…»

Когда проект подходил к завершению, Хэнда попросили поделиться главными открытиями. Что же такого важного мы узнали от старых мастеров, без чего никак не обойтись сегодня?

«Если вы чувствуете сильную неудовлетворенность своим техническим арсеналом, - говорит Хэнд, - то возьмите на заметку следующее: это из Греческой астрологии – различие дневного и ночного рождения. Мы начинаем с двенадцатеричной типологии, а на самом деле первичная типология двоична: дневное и ночное рождение. Это не значит, что по одному этому признаку можно делать заключение о психологических особенностях натива; просто чтение карт будет немного различаться…»
Похоже, наконец, гора родила мышь: итог многолетних изысканий прелестен по своей лаконичности и бесспорности – рождённые ночью немного отличаются от рождённых днем.

Перед началом проекта одним из главных аргументов в пользу Традиционной астрологии был следующий: на смену сонму непроверенных техник и подходов современности, которые к тому же противоречат друг другу, должна придти ясная, логичная и проверенная веками система.
Однако астрологи увидели совсем другую картину : по мере разворачивания проекта к сонму непроверенных техник и подходов современности добавляются столь же мало проверенные и не менее запутанные техники и подходы древности.

На мой взгляд, технический арсенал любого современного профессионала буквально «ломится» от избытка методов.
И вопрос стоит не о количестве, а об иерархии, качестве, эффективности.

Чего не хватает современному астрологу так это понимания, какой метод для чего нужен, какой инструмент в каком случае обладает наибольшей эффективностью.

В то же время хорошо известно, что большинство древних авторов – компиляторы, сами не практиковавшие астрологию. Следовательно, проверять работоспособность техник они никак не могли. А даже если могли, то тогдашняя трудоемкость и низкая точность расчетов делала любые такие проверки весьма условными.Все это в скором времени осознали авторы Проекта Hindsight1.

На вопрос : «Отталкиваясь от своего опыта погружения в старые тексты, что бы Вы посоветовали практикующему астрологу, какую старую методику он просто не вправе не взять на вооружение?» Роб Хэнд отвечает: «Ох, в первую очередь я бы сказал – расслабьтесь! Если вы хорошо работаете с клиентами, то не нужно все бросать и переучиваться заново…»

sphara

А вот что сейчас говорит Р.Шмидт:
«Несмотря на то, что мы столько времени потратили на древних греков, наше основное стремление было и есть освободиться от бремени Греков. Очень трудно избавиться от Греков в математике, философии и астрологии. Греческое мышление, их принципы вмешиваются в наше мышление, мешают нам двигаться вперед. Мы хотим, наконец, понять, как мертвые Греки тянут нас назад, мешая развиваться.
Для того, чтобы дать Новому возможность состояться, мы обязаны достойно похоронить Старое. И если мы не сделаем это, мы обречем себя на постоянное вмешательство концепций и образа мышления, которые уже больше не соответствуют нашему времени.
Следовательно, когда мы изучаем древние тексты, наше истинное намерение - избавиться от их влияния!»2

А влияние на неокрепшие умы действительно сильное и поэтому довольно опасное. Дело в том, что вместе с техническими деталями читающий старинные тексты впитывает волей-неволей и мировоззрение, мироощущение древних.

Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на теме несовместимости старого мировоззрения и современного существования. Упомянем лишь самый, на наш взгляд, деструктивный элемент этого мировоззрения – фатализм.

Тексты старых мастеров буквально пропитаны ощущением неумолимости рока и, как следствие, беспомощностью. Однако дух пессимизма и беспросветности не смущает тех, кто старается вопреки здравому смыслу (а порой даже инстинкту самосохранения) высоко держать знамя традиционной астрологии.

Как перл мудрости адепты старинной астрологии передают друг другу, например, такие правила: «прежде, чем работать с гороскопом, обязательно вычисли продолжительность жизни кверента» (!?)3

Современный английский астролог традиционного направления Дебора Хоулдинг (Deborah Houlding) сетует:
«В нашем стремлении избегать всего негативного, что связано с (традиционными) астрологическими терминами «вредоносный», «пораженный», мы часто извращаем настоящую природу домов карты. Мы стараемся всюду увидеть возможность конструктивной, творческой, позитивной интерпретации. Однако 8 дом остается домом смерти, горя и потерь, несмотря на все наши усилия наделить его удобоваримыми свойствами вроде «личностной трансформации».

Очень многое толкуется мрачновато средневековыми и более ранними авторами. Например, Кардан уже в Афоризме номер два пишет: «Светила, расположенные неудачно в углах карты, означают самоубийство натива». Полюбуйтесь на такой образчик толкования 8 дома (Фирмикус Матернус, 4 век н.э.):

«Если 8 дом посчитан точно (!!), и в нем оказались Венера с Сатурном, а Солнце, Юпитер и Луна под горизонтом, это без сомнения указывает на полного дегенерата.»

Трогательное сочетание безапелляционности с мизантропией. Такая уверенность в трактовках действительно не лишена своеобразного обаяния.

Но действует это обаяние на людей специфического склада. Прежде всего, это люди, которым очень важно опереться на какой-то авторитет, найти в жизни дополнительную поддержку и защиту - т.е. это люди, ищущие в астрологии, как сказали бы психологи, трансцендентного Отца или Мать.

Это люди, как правило, несамостоятельные, боящиеся ответственности и свободы. Они с удовольствием перекладывают ответственность с себя на расположение планет.

Это часто пугливые и ленивые люди. Они боятся нового, им лень думать. Зачем стараться и придумывать что-то новое, когда есть уже старое, освященное авторитетом древних мудрецов. Это люди очень неуверенные в своих силах. Зачем рисковать и выдумывать нечто нестандартное – вдруг оно окажется неправильным.

В этом смысле очень типично увлечение так называемой «Ведической Астрологией»

Это увлечение, прежде всего, характерно с точки зрения потребности опереться на безусловный авторитет древнейшей мудрости. А Веды считаются одними из самых древних священных текстов.

 

rigveda

Восточная мудрость от древнейшей цивилизации – какая упаковка может быть солидней? Конечно, привлекают непонятные иностранные термины – это придает таинственность и значительность. Ленивый ум очень привлекает наличие раз и навсегда установленных афоризмов, которые просто надо выучить.

Гуру из Индии, а также их европейские последователи с конца прошлого века активно импортируют на Запад и в Россию техники традиционной индийской астрологии. Как и в случае со старой европейской астрологией, дело часто не ограничивается одними техниками – заимствуются мировоззренческие элементы, философские концепции и даже специфические обычаи взаимоотношений между людьми.

 

pishem

Например, в традиционной индийской культуре совсем иначе строятся отношения учитель-ученик: авторитет учителя непререкаем, его слова не обсуждаются и должны восприниматься как истина в последней инстанции. Любая критика индийской астрологии воспринимается очень болезненно. Попытки непредвзято разобраться в предмете, объективно проанализировать, что же на самом деле стоит за феноменом «Ведической» астрологии, наталкиваются порой на довольно агрессивное сопротивление.

Тем не менее, широкое распространение Индийской астрологии, ее превращение в одну из важных составных частей астрологического поля заставляет нас пристально вглядеться в этот феномен, рассмотреть его во всех деталях.

Начнем с названия, под которым индийская астрология выступает сейчас на мировой арене. Сами индийцы не называют свою астрологию ведической, по крайней мере, не делали этого до последнего времени. Традиционное название этой астрологии – джйотиш, что в переводе означает «наука о светилах». Термин «Ведическая астрология» появился в последние десятилетия, предвосхищая бум популярности индийской астрологии на Западе4. Это дало повод некоторым наблюдателям расценить переименование индийской астрологии в «Ведическую» как маркетинговый ход: в ведической, т.е. духовной, упаковке продавать такой товар гораздо легче. Посмотрим, однако, действительно ли опирается астрология, которая стала сейчас известна под маркой «Ведическая», на древнейшие священные тексты планеты.

В основном корпусе священных текстов индуизма (шрути) упоминаются положения Луны в 27 или 28 стоянках, лунные фазы, равноденствия, солнцестояния; но нет и следов упоминания планет, знаков Зодиака, аспектов, домов и т.д. Таким образом, Веды не знают натальной астрологии и не могут являться источником систематизированных астрологических взглядов.

krishna

"Кришна"

картина Н.К. Рериха

Показательны также более поздние тексты (например, Харивамша) с описанием карты рождения Кришны. Указаны фаза Луны и лунная стоянка в момент рождения Кришны, но, опять же, нет никакой информации о знаках Зодиака и планетах.

И все же самое любопытное не это. Самое важное то, что современная «ведическая» астрология и Веды расходятся идейно в отношении структуры времени. В то время как «ведические» астрологи все свои расчеты делают исключительно в сидерической системе отсчета, Веды придавали огромное значение смене времен года и, соответственно, дням солнцестояния и равноденствия. Таким образом, Веды ориентированы на тропический Зодиак. Ведь именно солнцестояния с равноденствиями формируют кардинальные точки тропического Зодиака. Все основные праздники и ритуалы древних индусов привязаны к дням солнцестояний, но ни в коем случае ни к одному из созвездий!

Отправляя ритуалы по современному «ведическому» календарю, верующие нарушают установления, содержащиеся в Ведах. Некоторые индийские ученые в связи с этим ратуют за тропическую реформу «ведического» календаря5.

Довольно нелепы и духовные претензии «Ведической Астрологии». Настоящие Веды никоим образом не связывают астрологию с путем духовного освобождения. В Бхагавадгите Кришна ни словом не обмолвился, что астрология может как-то помочь в духовном освобождении. Ни Кришна, ни другие главные действующие лица священных текстов, ни разу не обратились к астрологу в поисках ответа на важные вопросы.

Хуже того, во многих ведических текстах астрологов называют нечистыми. Согласно «Законам Ману» людям, которые зарабатывают на жизнь астрологией, запрещено участвовать в ведических ритуалах.

Конечно, всякой, даже самой обыденной деятельностью можно заниматься, ориентируясь на высокие духовные стандарты. Но язык не повернется сказать это про современных «ведических» астрологов. Их практика, как правило, нацелена на решение самых приземленных задач.

Современные ведические астрологи не хотят признавать еще одной важной вещи – основной арсенал астрологических средств индийской астрологии заимствован у древних греков. Для поддержания особого имиджа им необходимо создать впечатление, что индийская астрология берет исток непосредственно из священных древних текстов. Но у нас есть все основания предполагать, что натальная астрология была импортирована в Индию с Запада. Можно документально проследить западное влияние на индийскую астрологию. Начиная со 2 века нашей эры, астрологи эллинизированного Египта несли свои знания индусам. Именно благодаря западным ученым индийская астрология поднялась на новую высоту.

Нельзя сказать, что индийские астрологи отказались от своих традиционных представлений, скорее они создали своеобразный сплав греческой и традиционной индийской астрологии: например, сидерические лунные стоянки были наложены на двенадцатиричный Зодиак греков. Кроме того, индусы узнали дома, систему определения силы планет и другие методы, составляющие ныне основу индийской астрологии.

Древнейший астрологический текст на санскрите, в котором упоминается Зодиак, носит название Джаванаджатака («карта рождения согласно взглядам Греков»). Это учебник астрологии в стихах, который, по словам его же автора, является переводом на санскрит греческого оригинала.

Наконец, самый интригующий вопрос – вопрос о сидерическом Зодиаке. Чем объясняется использование индусами сидерического Зодиака?

Точка 0 Овна сидерического Зодиака ничем не примечательна. Рядом нет ни одной яркой звезды. Согласно древнеиндийским теориям в этой точке встречаются все планеты в начале каждой Юги. Последний раз такое было, по мнению ведических астрологов, 17/18 февраля 3102 до Р.Х.

Современные расчеты показывают, что эта теория ошибочна. Циклические соединения в этой точке в обозримом прошлом не наблюдались. Обосновать принятое сейчас ведической астрологией начало сидерического Зодиака, следовательно, невозможно.

Однако объяснить каким образом оно появилось можно довольно легко. Многое указывает на то, что началом сидерического Зодиака стала точка, которая примерно соответствовала началу тропического Зодиака в период, когда происходила передача знаний от европейцев к индусам. Действительно, примерно в 3 веке нашей эры 0 градусов сидерического Овна и 0 градусов тропического Овна совпадали. Таким образом, мы видим, что в индийской астрологии в принцип возведено невежество – астрологи Индии просто не знали о прецессии.

Все вышеизложенное наталкивает на вполне прозрачный вывод - традиционные системы не могут служить образцами для астрологов Настоящего. Более того, распространение реликтовых систем тормозит создание Астрологии, необходимой современному человеку. Важно помнить, что Астрология, как практическое искусство во всяком случае, всегда является продуктом определенной культуры и определенного Времени 6 . Ждать от продуктов другой культуры, даже если она очень развитая, и продуктов другого, пусть и славного времени, реальной помощи в создании настоящей Астрологии не приходится 7.

 

(продолжение следует)

Примечания

1) http://www.projecthindsight.com

2)http://cura.free.fr/decem/09schmi2.html

3) А ведь, действительно, такой подход может много времени сэкономить!)

4) Не совсем ясно, кто первый стал называть индийскую астрологию «Ведической». О своем приоритете заявило несколько авторов. Среди них:

Shyamasundara Dasa , предположительно в середине 1970-х: http://shyamasundaradasa.com/jyotish/resources/articles/bphs.html;

Chakrapani Ullal, 19 January 1979: http://www.acvaonline.org/newsletters/chakrapani_ullal_interview_p1.html;

5) Dikshit, History of Indian Astronomy, Part II

6) См. подробнее в Б.Израитель, Учебник астрологии для вузов. – М.: ВШКА, 2013; Гл.5

7) Это, конечно, совсем не означает, что знакомство с древнегреческой и древнеиндийской астрологиями вредит сформировавшемуся астрологу, более того, какие-то элементы этих систем зрелый специалист вполне может взять на вооружение. Речь идет о начинающих астрологах, находящихся в поиске надежных ориентиров.

iog

"На вершинах"

картина Н.К. Рериха

 

eir

 

"Елена Ивановна Рерих"

картина Н.К. Рериха

Rambler's Top100