ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

Какая Астрология нужна современному человеку?



Всякая реальность,
в конечном счете,

– психическая реальность.

К.Г.Юнг

 

В предыдущей статье1 мы постарались ответить на вопрос « Почему нужна реформа Астрологии?» Напомним вкратце наши доводы. Реформа астрологии необходима2 в первую очередь потому, что основные концепции ныне используемой астрологии сформировались в принципиально иное время. Это было время, когда человек еще не отделял себя от природы. Он сам был частью природных процессов, и жизнь в унисон с биосферой Земли была важнейшим условием его выживания.

Астрология была нужна в основном потому, что давала возможность более полной и точной настройки на природные ритмы. Именно астрология служила своего рода «спикером» природы. Языком астрологии природа, можно сказать, давала понять, что нужно делать, чтобы рассчитывать на ее благосклонность.

Однако идиллия во взаимоотношениях человека и природы длилась хоть и довольно долго, но не бесконечно. Оказывается, есть в человеке нечто такое, что постоянно стремится освободиться от диктата природы, и даже хочет преобразовывать ее в своих интересах. Это начало в человеке, по-видимому, и делает его Человеком в истинном смысле слова.

Здесь самое время отметить ключевую роль, по крайней мере, для нашего рассмотрения, антитезы «Природное – Человеческое». Все дальнейшие рассуждения обретают смысл только в свете ясного понимания этого противоречия. Для более полного представления эту антитезу можно переформулировать и по-другому: Естественное – Искусственное, Биологическое – Социальное, Инстинктивное – Сознательное, Автоматическое – Творческое и т.д.

Таким образом, Человеческое с большой буквы мы будем употреблять как синоним сознательного, интеллектуального, творческого, изобретательного, искусственного, а также свободного, разумного, целенаправленного, противопоставляя естественному, инстинктивному, машинальному, предопределенному, косному, инерционному…

Противопоставление Человеческого и природного может показаться условным, ведь человек сам часть природы и не способен на какое-то отдельное изолированное существование вне природы. Тем не менее в более узком смысле можно говорить о природных явлениях, как о естественных процессах, идущих без вмешательства человека и никак не связанных с самим фактом существования человечества. В то же время есть специфически человеческая деятельность, в высшем выражении создающая Цивилизацию. Цивилизацию часто называют «второй природой»3 .

В самом человеке, как известно, много природного инстинктивного, автоматического, никак или почти никак неконтролируемого сознанием.

Однако эволюция человека очевидным образом направлена на изменение соотношения Природное – Человеческое в пользу Человеческого. Сначала Человеческое начало - лишь маленькая искорка, а начало животное (т.е. природное) тотально преобладает 4

Далее постепенно Человеческое в человеке растет, а это в первую очередь означает увеличение автономного «внутреннего пространства» - созревает по выражению Д.Рэдъяра «психо-ментальная» составляющая человека. Параллельно происходят процессы социализации и общечеловеческой интеграции. В один прекрасный день внутреннее пространство человека и степень интеграции человечества достигает такой стадии созревания, которая позволяет людям ощутить свою отдельность от Матери-Природы.

Чтобы понять важность этого сдвига, вернемся немного назад. Характерная особенность той фазы эволюции человечества, в течение которой сформировались основные инструменты и, что еще важнее, шкала ценностей астрологии, состоит в том, что как такового «внутреннего пространства» почти не существует. Для внутренней «психо-ментальной» жизни попросту нет места. Любое ощущение или чувство рассматривается как существо, проникшее или захватившее «Душу». Все психические процессы, все внутренние факты материализуются в объекты окружающего мира. Внутренняя и внешняя природа неразличимы.

Отношения с вещами человек проецирует на сами вещи т.е. они становятся овеществленными образами его впечатлений и переживаний. Например, испуг не моя эмоция, а влияние страшного существа. Точно также радость – результат встречи с чем-то приятным и красивым5.

Важно отметить, что сами переживания, по сути, были физиологичны. Психология существовала в зачаточном виде. Она по выражению Д.Рэдъяра «лишь неясная аура вокруг биологического существа».

Но вот происходит очень важный сдвиг – внутреннее пространство расширяется и появляется место для чувств и мыслей. Человек получает (хотя бы и потенциально) возможность осознать свою отдельность от Природы6.

Для нашего рассмотрения очень важно, что непосредственный контакт с Природой и, соответственно, с Небом заменяется опосредованным7. На арене появляется новая огромная сила - интеллект. Умственные построения заменяют порядок, наблюдаемый в Космосе. Д.Рэдъяр пишет: «Астрология перестала быть жизненно необходимой для человека как принцип Порядка, поскольку окрепший интеллект давал ему (человеку) возможность мысленно проецировать свой собственный порядок в мир». Этот переломный момент Рэдъяр относит примерно к 6 веку до нашей эры. Т.о. упадок астрологии, сформировавшейся в аграрных сообществах древности, начался вовсе не 400 лет назад, как мы привыкли считать, а , скорее всего, 2600 лет назад!

Конечно, астрология давно бы ушла в небытие не будь у нее Вневременного ядра (зерна), особой транс-цивилизационной Идеи и, соответственно, огромного потенциала развития...

Хотя исходный аппарат астрологии начал терять эффективность применительно к делам людей, как только у человека появилось поле активности для интеллекта, но поскольку а) до поры до времени это поле оставалось небольшим у подавляющей массы людей и б) астрология подстраивалась под новые условия существования человека, ее использование не теряло смысла еще очень долго и продолжает сохранять довольно высокий уровень эффективности по сей день.

Безусловно, астрология, особенно западная астрология, прошла через череду серьезных преобразований. В основном направлены они были на то, чтобы максимально удовлетворять индивидуальное любопытство.

Тем не менее, весьма примечательно, что в период предшествующий почти полному забвению астрологии в 18-19 веках самые популярные астрологические издания – сельскохозяйственные календари, а самое доступное астрологическое образование – медицинские факультеты университетов. Именно сельское хозяйство и медицина наиболее близки к биологически и телесно ориентированным концепциям традиционной астрологии. Генетическая память о поре триумфа как будто бы пробудилась в ответ на вызовы новой реальности.

С приближением Эры Водолея внутреннее пространство человека начинает играть определяющую роль в формировании жизненных установок , становится самодовлеющим фактором. В частности, самоуважение и самопринятие, защита собственной значимости, избегание опасности потерять вес в собственных глазах и т.д. превращаются в один из ведущих мотивов поведения.

В конце 19 века А.П.Чехов вкладывает в уста одного из своих героев8 такое признание:

«Говорю, как перед богом, я снесу все: и тоску, и психопатию, и разоренье, и потерю жены, и свою раннюю старость, и одиночество, но не снесу, не выдержу я своей насмешки над самим собою…»

 

Расширение внутреннего пространства усложняет всю цепочку «связей» между картой и Человеком. Образуется зазор между изначальным значением символа и результатом его «воздействия». Когда внутреннее пространство людей находилось в зачаточном виде, весь передаточный механизм между любым астрологическим фактором и поведением человека был предельно прост – реакция человека следовала за «космическим стимулом» как нитка за иголкой. Теперь же с расширением внутреннего пространства открывается огромное поле для промежуточных операций. Фундаментом всех таких передаточных операций служит рефлексия. Это явление знаменитый антрополог Тейяр де Шарден назвал важнейшим признаком Человека: «Для окончательного решения вопроса о "превосходстве" человека над животными я вижу только одно средство – решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен – рефлексию. Рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом , обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, – способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию…» 9

Человек рефлексирующий ставит под вопрос любое прямолинейное толкование карты рождения . Мощный «внешний» стимул отнюдь не гарантирует ожидаемого «характера». Он лишь запускает механизм рефлексии - род внутренней игры с самим собой , которая может привести на выходе к парадоксальному результату.

Продемонстрируем это на примерах.

Допустим, мы имеем карту с нагруженной Девой. Будет ли владелец такого гороскопа чистюлей, аккуратистом и педантом?

Необязательно!

В результате сложной внутренней игры мы вполне можем обнаружить его посреди полнейшего беспорядка. Если мы проследим все ходы этой внутренней игры, то такое положение вещей оказывается вполне логичным.

Сильная Дева, безусловно, предъявляет очень высокие требования к порядку.

Поэтому удовлетворить эти требования весьма непросто: всегда Девское начало найдет хоть маленький, но недочет. Таким образом, любые усилия по наведению порядка в большинстве случаев не только не приносят удовлетворения, но и подрывают веру в свои способности сделать все как надо – выдержать наивысший стандарт.

Полный отказ от наведения порядка во-первых экономит силы (что для знака земли немаловажно) и во-вторых, и это намного важнее, позволяет сохранить собственный образ на должной высоте. Ведь порядка нет не потому, что я НЕ СМОГ его навести, а просто потому, что я отказался это делать. Таким образом, задача не уронить себя в своих же глазах выполнена: отказ от уборки, чистки, раскладыванию по полочкам гарантированно предохраняет от самой болезненной критики и самокритики – критике провала при попытке исполнить «миссию».

Ведь одно дело – ты взялся за задачу и не выполнил ее, и совсем другое дело – ты и не брался за ее выполнение. В первом случае – болезненное фиаско, затрагивающее вопросы состоятельности. Во втором - центральная позиция никак не затронута. Это позволяет во внутреннем монологе с чистой совестью произнести нечто вроде: « Если я действительно захочу, то всегда смогу выполнить задачу наведения порядка с блеском»

 

Сильные Весы

 

Значимость гармоничных отношений настолько высока, что боязнь испортить отношения висит дамокловым мечом над человеком, парализуя любую активность. В конце концов, он решает избегать серьезных отношений, чтобы избавиться от психологического груза – угрозы разрыва .

Заодно не подвергается тестированию способность Весов понравиться и установить значимое партнерство.

Еще вариант:

Мнение окружающих настолько важно, что любое действие, любой шаг предпринимается только после того как оценена возможная реакция других людей. Но, как известно, «на каждый чих не наздравствуешься», всем понравиться все равно не удается. Зависимость от чужих мнений становится тяжелым бременем. И тогда человек восстает против мнения окружающих, доходя порой до эпатажа. Лучше конфликт, чем ощущение тщетности усилий понравиться всем встречным.

 

Сильный Стрелец

 

Важная и величавая манера держать себя, положенная Юпитерианскому знаку по статусу, встречается реже, чем можно было ожидать. Гипертрофированное чувство собственного достоинства заставляет искать защиту от уколов самолюбию, от опасности столкнуться с неуважением, «потерять лицо». Один из возможных способов решения проблемы – маска «клоуна». Играя в обществе шутовскую или просто шутливую роль Стрелец все насмешки, все знаки неуважения отводит от себя истинного. Все уколы и нападки принимает на себя созданная маска. Ну а раз маска шутливая, то и уважать ее, оказывать ей почести необязательно.

Еще вариант – упреждающее самобичевание. Стрелец опережает возможные унизительные высказывания, обрушиваясь на себя с самой нелицеприятной критикой, так как выслушивать чужие замечания нестерпимо.

 

Сильный Овен

Да, в последнее время не так уж редки рефлексирующие Овны.

Нагруженный Овен предъявляет высокие требования к лидерским качествам. Очень важно быть первым и побеждать в любом соревновании. Однако в реальной жизни такое невозможно – приходится где-нибудь рано или поздно уступать. Болезненность проигрыша такова, что в какой-то момент человек решает избегать соревновательных ситуаций и , соответственно, возможных проигрышей. И снова это позволяет во внутреннем монологе с чистой совестью сказать: « Если я действительно захочу, то всегда смогу победить»

 

Мы рассмотрели примеры отрефлексированного избыточного «влияния».

Гораздо более интересен эффект реагирования на то, что по традиционным

меркам принято считать дефицитом какого-либо качества. В частности это касается планет в заточении и падении. Здесь мы часто имеем дело с феноменом, который недвусмысленно показывает нам, что само понятие силы и слабости планет должно быть тщательно проанализировано и пересмотрено!


В рамках теории противостояния Человеческого и Природного традиционные представления об ущербном, слабом положении планет в определенных знаках , видимо, устарели.

Что теперь должно означать положение планеты в знаке изгнания?

В первую очередь такой планете очень трудно реализоваться ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. Но там где нет "природной" (т.е. естественной) а значит автоматической активности , там как раз и может включиться Человеческий фактор! Ему просто нет места в инстинктивной (природной) программе деятельности планеты в своих знаках.

Именно там, где «ущербное» положение планеты тормозит ее натуральное (гладкое) проявление, мы обнаруживаем серьезный стимул для сознательной активности10

Появляется богатая пища для внутренней работы, можно сказать, простор для творческого наполнения!

Эссенциально слабая планета в традиционном понимании в свете нового взгляда на вещи совсем не означает, что функция этой планеты ослаблена. Наоборот – функция этой планеты в определенном – Человеческом - смысле усилена. Другое дело, что для реализации потенциала такой планеты часто нужен особый опыт, связанный с сознательными (искусственными, преднамеренными, а порой даже изощренными) усилиями по теме этой планеты.

Важной особенностью проявления эссенциально ослабленной планеты является то, что человек часто ощущает «комплекс неполноценности» по теме этой планеты. Это может не иметь никакого отношения к реальному положению вещей, но именно стремление преодолеть слабость, компенсировать дефицит какого-либо качества, защитить уязвимость, приблизиться к некому Идеалу в данной сфере, как он понимается обладателем «ослабленной» планеты, заставляет такого человека постоянно держать сознательное внимание на темах этой планеты. Человек «всегда находится в тонусе» именно в области планеты , находящейся в заточении или падении. Таким образом, планета в заточении или падении становится Центром притяжения психических энергий. По этому поводу Дэйн Рэдьяр, ссылаясь на работы Юнга и Адлера, говорил: «…комплекс может служить линзой, собирающей психическую энергию в определенном направлении и тем самым способствовать выдающимся личным достижениям».

То напряжение, которое часто создает «ослабленная» в традиционном понимании планета, может стать особенно ценным для творчества. Важнейшей особенностью «ослабленной» планеты, по-видимому, является то, что она способствует появлению принципиально нового, уникального опыта, который изменяет устоявшиеся «общепринятые» пути реализации функций планеты, преодолевает инерционные тенденции. То есть в «ослабленной» планете есть значительный элемент изобретательности и новаторства.

Такая планета как - будто призывает человека поверить в себя, в свою уникальную ценность, пренебречь которой невозможно.

 

(Продолжение следует)

 

Примечания:

 

  1. http://www.astrolog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4355:2013-10-11&catid=75:2009-06-17-06-50-22&Itemid=131

 

  1. Общее обоснование необходимости реформ в самых первых строках «Астрологии личности» дает Д.Рэдъяр: «То, что обычно называют астрологией есть результат определенной фазы во взаимодействии сознания человека и окружающего Мира». Далее абсолютно справедливо Д.Рэдъяр говорит о том, что восприятие внешней и внутренней природы человеком радикально изменилось за последние столетия. Отсюда делаем вывод – должна измениться и астрология.

  2. Впервые такое понимание зафиксировано еще у греческого философа Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он называл мир человеческого творчества «второй натурой». Безусловно, противопоставляя природу и Цивилизацию (вторую природу), нельзя забывать, что без природы не было бы Цивилизации, потому что человек творит на природном ландшафте, когда от что-то создает, то пользуется  природными ресурсами , он раскрывает свой собственный природный потенциал. Однако у Цивилизации есть свои специфические черты, отчетливо проявленные и делающие противостояние природы и Цивилизации неизбежным. В основе построения Цивилизации - преобразующая целенаправленная деятельность человека. Многие животные могут создавать нечто похожее: пчелы, например, строят великолепные архитектурные сооружения – соты, паук мастерит паутину, бобры строят плотину, муравьи возводят муравейники. Животное также создает нечто, чего в природе без их участия не было бы. Но как таковую «вторую природу» они не создают. Деятельность животных запрограммирована инстинктом, они могут создать только то, что заложено в их природной программе, к свободной творческой деятельности они не способны. Пчела не может выткать паутину,  бобер может построить запруду, но не может внести в ее конструкцию кардинальных изменений. А Цивилизация предполагает свободный вид деятельности, преодолевающий биологическую предопределенность. Именно такова деятельность человека, который может работать (потенциально)  с любым природным объектом осознанно. Результаты деятельности человечества - предметы, явления или процессы искусственного происхождения. Их можно противопоставить жизненной органике. Все природное – естественное - является антиподом искусственному цивилизационному продукту.

  3. Не исключено, что этой искорке Человеческого в человеке мы и обязаны появлением астрологии. Здесь мы выходим на очень интересную тему – тему соотношения между степенью Человечности и уровнем использования астрологии. Подробнее об этом в следующей статье.

  4. Не так ли чувствует себя современный адепт архаичной астрологии? Страх не мой, НЕ МОЯ ЭМОЦИЯ – а результат влияния Сатурна.

  5. Мыслители античности – в Древней Индии, Китае, Греции - рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной «срез» природы и включающий в себя все основные первоначала мира – воду, воздух, огонь, землю, эфир. Традиционно считается, что первым создателем учения о человеке является Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Сократ обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосредоточившись на человеке познающем. Высший уровень деятельности, по мнению Сократа, изучение человека, то есть знание, какое человек может иметь по поводу человека же (рефлексия!). На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах Платона (427–347 до н. э.) Согласно Платону, сущностью человека является только душа, а его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя; человек как бы разделяется на две неравноправные части, из которых высшей выступает Идея, а низшей - тело.

  6. Показательно, что к этому времени относится появление первых эфемерид. Т.о. прямые наблюдения за звездным небом стали не нужны. Параллельно степень абстрагирования растет и технически, и субстанционально – знаки Зодиака, например, отрываются от созвездий

  7. А.П. Чехов «Иванов» (1887)

  8. Далее у Т.де Шардена следует: «Каковы же последствия подобного превращения? Они необъятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни – не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. Установив это, я спрашиваю: если действительно "разумное" существо характеризуется "рефлектирующей способностью", как это вытекает из предшествующего изложения, то можно ли серьезно сомневаться, что разум – эволюционное достояние только человека? И следовательно, можем ли мы из какой-то ложной скромности колебаться и не признавать, что обладание разумом дает человеку коренной перевес над всей предшествующей ему жизнью? Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании – иначе оно бы давным-давно умножило изобретательность и развило бы систему внутренних построений, которая не ускользнула бы от наших наблюдений. Следовательно, перед животным закрыта одна область реальности, в которой мы развиваемся, но куда оно не может вступить. Нас разделяет ров или порог, непреодолимый для него. Будучи рефлектирующими, мы не только отличаемся от животного, но мы иные по сравнению с ним. Мы не простое изменение степени, а изменение природы, как результат изменения состояния».

  9. Уместно напомнить старый анекдот про мальчика не умевшего говорить. Он молчал и в 3 года, и в 4, а в 5 лет вдруг сказал: «Суп холодный». Родители бросаются к нему: «Лёва! Ты умеешь говорить! Почему же так долго молчал??» «До сих пор все было хорошо» отвечал мальчик.

 

 

 

 

Rambler's Top100