ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

Путешествие в Дуат



Автор: Хомина Татьяна  Александровна
Культуролог, член СП России, преподаватель ИМК.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДУАТ

Идей о вечной жизни одними из первых в истории мировой культуры «вдохновились» египтяне, и именно они являются создателями самого первого, самого масштабного (терминов «масштабность» и «гигантизм» не избежать, если говоришь о Древнем Египте) и самого тщательно проработанного «путеводителя по загробному миру», названного впоследствии исследователями - «Книга мертвых».

Данный «путеводитель» - а на самом деле великий памятник египетской культуры - может рассматриваться также как поэтический сборник, учебник загробной магии, практическое пособие по анатомии и некрохимии* , древнеегипетская библия, свод законов и норм поведения…  Но стоп! Перечислять далее бессмысленно и даже отчасти жестоко, так как здесь речь пойдет только о «путеводителе». А еще точнее: мы попытаемся разобраться, куда ведет этот «путеводитель» и почему именно туда, а не куда-то еще.

История с географией

Вселенная древних египтян состояла из пяти частей: неба, земли, воды, гор и царства мертвых Дуат, потустороннего мира, располагающегося в N-измерении параллельно земному. Расставшись с телесной жизнью, человеческие души отправлялись в Дуат. А чтобы они дорогой не заблудились, в гробницу при погребении предусмотрительно помещались пергаменты с текстами, объясняющими, как избежать опасностей пути и обрести в конце маршрута желанное благополучие.

Тексты редактировались на протяжении 5 тысяч лет (как принято у редакторов в сторону сокращения) и, в конце концов, стали составлять всего-то 160-190 (в разных вариациях) глав, т.е. объем, который, как вы понимаете, легко может осилить даже мертвый.

ris.1

(рис.1. Фрагмент «Книги мертвых»)

Название «Книга мёртвых», весьма интригующее и столь же неточное, «подарил» этим текстам прусский египтолог Карл Лепсиус. Но если следовать логике первоисточника и принять во внимание, что египетское название книги - «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня», то это скорее «Книга о пути к воскресению» или же «Наставления путешествующим по царству Дуат».

Помимо гимнов богам (а их в египетской мифологии более 700), магических заклинаний и описаний погребальных ритуалов, как и в любом хорошем путеводителе, в «Книге…» есть карты. Да и как же без них? Сложная топография миров по сию и по ту сторону жизни имеет немало точек пересечения, расположенных, как правило,  в святых местах имеющих храмовые комплексы (Абидос, Гелиополь, Пе, Депу и др).

В реальном мире там находились оракулы, устраивались празднества и церемонии, туда отправлялись паломники, но и в нереальном их посещение было весьма желательным, а иногда и необходимым. Список этих мест с подробными указаниями, где и какие ритуалы совершать – рабочая памятка страннику.

ris.2

(рис.2. Карта Древнего Египта)

Кстати, задолго до нас с Вами Б. А. Тураев, академик и основоположник отечественной египтологии, уже употреблял термин «vade mecum* покойника», характеризуя эти тексты. Позволю себе его процитировать (а правда, возникает впечатление, что он говорит о том, что видел сам?): «…после дверей к двум путям дается карта, разделенная во всю длину красной полосой, изображающей «море огненное»: сверху от нее - «водные пути», а снизу -  сухопутные.

Первые ведут сначала вдоль огненного озера; текст предупреждает на перекрестке у огненного моря: «не иди к нему». На суше душа проходит по плотинам, охраняемым стражами, перед которыми приходится читать «изречение прохождения» или выдавать себя за кого-то из богов для свободного пропуска. Оба пути сходятся, кажется, у Абидоса».

В общем, исходя даже только из этого краткого описания, мы видим, что без карт и верных подсказок, вряд ли стоит пытаться этот квест одолевать. Тем более, когда призом является  достижение мест вечного блаженства. Тем более, что экстрима и в этой жизни через край.

«Мое сердце довольно мною»…?

Итак, представьте – мы уже в Дуате (спокойно! пока еще только в ознакомительных целях). Нас предварительно удачно мумифицировали (обязательное условие!). Мы имеем полный список священных текстов и карт, составленный лучшим писцом. Наши сущности: Ху (душа) и Хат (тело), успешно разделившись, делегировав свои полномочия Ах, временному заместителю, соотносимому с понятием «дух». Мы отслеживаем трафик мимо путешествующих и сверяемся с текстом.

ris.3

(рис.3. Ритуалы поклонения)

Дуат – свернутое, как лента Мебиуса, пространство, существенно превосходящее по площади Египет. Оно имеет два уровня: Хотеп, приблизительно соответствующий пространству от Фив до Гелиополя, и Аменти (дословно «Запад»). Поскольку пространство свернуто, чтобы попасть на Восток, надо идти на Запад. Знание маршрута вроде бы обещает нам счастливое завершение, но первый уровень Дуата – территория демонов и чудовищ, алчущих нас и прочих бедных странников если не сожрать, то хоть понадкусывать…

К тому же полного консенсуса ни одно из предлагаемых магических заклинаний не гарантирует, местность пересеченная, маршрут извилистый и непосредственно перед финишем нас ждет суровый, но неподкупный, божественный суд Осириса, и да удостоятся все считающие себя праведниками красивого медицинского диагноза.

Самая непредсказуемая часть судебной процедуры – допрос сердца, которое, по древнеегипетскому мнению, у человека – самый правдивый орган. В одной из глав «Книги…» рассказывается о душе, которой пришлось самым жалким образом умолять сердце не свидетельствовать против нее, и данный пример разбирается, как прецедент с отрицательным результатом. Причем, кто более неправ, не ясно. Толи душе не пристало так унижаться (нагрешил – отвечай), толи сердце попалось ну, очень принципиальное.

Спокойствия ради и пользы для, отправимся-ка мы сначала в паломничество в Буто, в «Дом жизни Абидоса» и «на чистую землю Нила», просветлиться, так сказать, и Ах-ом окрепнуть, ведь и «путеводитель» нам тоже это советует.

Встать (на весы), суд идет!

Бог Анубис изначально работал главой подземного мира, но со временем эта должность перешла к Осирису, а бывший правитель был понижен до гида-проводника. Так как на зарплату гида-проводника, сами понимаете, как живется, Анубис подрабатывает мумификацией и ассистирует при взвешивании сердец почивших.

За вполне умеренное вознаграждение он готов поработать «опекуном» наших Ах, и проводить их до Зала Двух Истин (он же Зал Суда) через всю территорию Аменти. Большая удача - получить такого, в прямом смысле, божественного проводника: к Великим Вратам мы доставлены в целости и в кратчайшие сроки.

ris.4

(рис.4.Суд Осириса)

Ворота в Зал похожи на пульсирующий портал: быстро распахиваются и так же быстро закрываются. Движение лишь в одну сторону, вход только с высочайшего разрешения. Строгость вполне объяснимая, ведь этот шлюз ведет на второй уровень. После ритуальной речи Анубис, «открыватель путей», торжественно подводит очередную душу к Осирису и его живописной команде «присяжных».

В центре Зала - весы для взвешивания сердец, а рядом с ними: Гор (с головой сокола), Тот (с головой ибиса), прекрасная Маат (воплощенный порядок со страусиным пером в прическе) и вечно голодный Амт (лев с головой крокодила), мгновенно пожирающий, приговоренные Осирисом, души. Охраняют Зал сорок два божества-демона первого уровня.

Слегка озадачивает, что в качестве противовеса сердцу на другую чашу весов возлагается страусиное перо богини Маат, символизирующее истину и правосудие. Символичность, видимо, должна компенсировать граммы, иначе несправедливая какая-то справедливость получается.

Вот и наша очередь. Кланяемся и приседаем, поем гимн. Правду мамы нам говорили, сердца у нас действительно добрые! И очень кстати не слишком разговорчивые. Ибисоголовый Тот сообщает результаты взвешивания Осирису, Маат улыбается, Гора мы видим только в профиль... Как хорошо, что решения здесь принимаются быстро. От подведения итогов до вынесения приговора - не больше минуты земного времени. Еще один хвалебный гимн верховному божеству, и нам возвращают наши сердца. Путь на Солнечную ладью Ра открыт, иероглифы нашего «путеводителя» сияют счастьем.

ris.5

(рис.5. Ладья Ра)

Рай по древнеегипетски

Последний этап пути к вечному блаженству – водный круиз на Ра-баркасе. Когда-то очень-очень давно на палубу этого солнечного (возобновляемый источник, экологически чистый двигатель) корабля разрешалось ступать только богам, а теперь всех пускаю. Курс - строго Вест. Скорость - надцать узлов. Конечная цель (теперь уже об этом можно сказать) - божественные поля Иару.

ris.6

 

ris.7

(рис.6 и 7.Поля Иару)

Как утверждают, изучавшие их, египтологи, данные сельхозугодья - аналог христианского райя. Туда отправляются все, оправданные судом Осириса, освобожденные души. В 109-й главе «путеводителя» говорится, что поля Иару окружает стена из бронзы, ячмень там растёт высотой в 4 локтя (локоть около 0,5 м) а полба* высотой в 9 локтей. Наверное, мы будем чувствовать себя  лилипутами рядом с такими зерновыми культурами? А впрочем, в раю, говорят, все чувства так гармонично гармонизируются, что буквально ничто не слишком.

Картинка 110-й главы изображает пересекающие поля, широкие полноводные каналы. «Никогда не пересыхают», «текут сами собой», «круглогодичный полив» - подтверждает «путеводитель». А что это за фигурки, явно что-то вспахивающие, на следующей картинке? Это определенно – люди. О-о-о, так что же в египетском раю работают? Какая, однако, интересная концепция рая.  Вечное и бесконечное аграрно-трудовое счастье. Моя садово-огородная фанатка мама пришла бы в восхищение от таких перспектив. Наверное… А может и нет.   Великое, многоуважаемое, Ра-божество, сорри, позвольте-ка нам на минуточку покинуть вашу пирогу.

Примечания:
*некрохимия - авторский неологизм )))
*vade mecum (лат.) - карманный справочник, путеводитель
*полба - зерновая культура, рода Пшеница

Rambler's Top100