ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

Азбука символа



Мир не таков, каким он кажется. Это утверждение стало настолько привычным, что мы уже не замечаем его, плотно вписав в повседневную реальность. Наша главная беда в том, что мы живем в эпоху, когда слово фактически потеряло свою взрывную энергию и смысл, выродившись в ярлыки и лозунги. Символы превратились в знаки, архетипы — в комплексы. Впрочем, и эти слова уже сказаны и сыграны. Я тоже рискую оказаться в той части вашей реальности, которая вам хорошо известна и привычна.

После этих слов, подчиняясь закону смыслов, мне следовало бы порассуждать о вселенской иллюзии, блокбастере «Матрица» и, наконец, вспомнить пещеру Платона и посокрушаться относительно окончательной потери богами, то есть нами, своей духовной родины. Все это было бы полностью справедливо, но при этом банально, поскольку эти рассуждения безнадежно выдохлись. Вино истины скисло в уксус банальности, и то, что девяносто процентов людей желают до бесконечности повторять для себя то, что уже известно, не может заставить исследователя пойти у них на поводу.

Можно выбрать другой путь и попытаться создать новый концепт из ничего. Разом дать новые имена энергии, информации, полю, ритуалам, прочно создавая видимость новизны. Сколь бы ни был этот метод избит, у его адептов всегда найдутся верные овцы, готовые идти за пастухом, который играет старый ритм на новой дудочке. Есть ли в этом смысл? Едва ли. Например, понятие психической энергии имеет десятки названий, и представители разных школ считают друг друга еретиками из-за использования других имен. Арлеа, оргон, либидо, психическая энергия, мана, прана, ци — вот те имена, которые можно припомнить навскидку и которые несут в себе один и тот же смысл. Понять, что под этими словами подразумевается одна данность — непростая задача для начинающего и многие ли самостоятельно ее благополучно решили?

А можно пойти по третьему пути. Этот путь в наше время наименее популярен, и, тем не менее, именно здесь мы можем найти самые подлинные сокровища и обрести реальность, а не имитацию. Всего-то нужно обратиться к уже существующей школе, где есть все необходимое, и попытаться рассказать о ней теми словами, которые могут быть поняты. А затем, используя весь богатейший инструментарий традиции — будь то медитации, ритуалы, йога, тантрический секс, рвануть за пределы в пропасть горы. Правда, мне придется огорчить желающих получить все здесь и сейчас: в отличие от «Матрицы», чтобы создать в себе красную таблетку, нужен не один шаг, а много лет интенсивной практики, размышлений и действий.

Вернемся к началу. Если мир не то, чем он кажется, то что он есть? Матрица? Майя? Иллюзия? Тело Бога? Отторгнутый от Бога кусок свинца? Что вы чувствуете, читая каждое из этих определений? Какого Бога? Что такое Бог? Что значит матрица? Майя — это мать Будды? Как легко представителям одного народа договориться называть кошку кошкой, но как сложно подразумевать одно и тоже под понятием, относящимся к миру психического и тем более психоидного плана! Вы думаете, люди говорят об одном и том же? Как бы не так! Попробуйте коллекционировать те концепции и чувства, которые стоят у разных людей под словом «бог», и вы соберете очень богатую коллекцию.

Как только мы вступаем в эту область, почва уходит у нас из-под ног, в глазах начинают танцевать пляшущие огоньки и мы рискуем столкнуться с жуткой эклектикой, свойственной современной мысли.

Кроули отличался от большинства современных ему эзотериков тем, что терпеть не мог пустого фантазирования и требовал экспериментальной основы для любого тезиса. Он ставил эксперименты (многие из которых шокировали его современников) и вел статистику, как настоящий ученый. Он подвергал анализу самые очевидные постулаты и допускал как возможности самые невероятные.

Практикуя по методу Кроули, телемит ведет магический дневник, в который заносит все свои прозрения, события, эксперименты и их результаты, стараясь не упускать даже самые, на первый взгляд, малозначительные вещи. Как видите, преимуществом Телемы является то, что Кроули говорит с последователями на языке логики, а не этики или эмоций.

Нам все-таки придется ответить на вопрос, что есть мир, если он не то, чем кажется? У гностиков был на это прекрасный ответ — слово-смысл. Обычное слово, как известно, состоит из букв, а слово-мир — из букв-символов. А все, что мы видим, является лишь производным некоего сакрального слова-смысла-символа.

То есть, вселенная — это не косная мертвая материя, а реальность танцующих смыслов, тесно связанных между собой, а если глубже — составляющих особое единство. Разумеется, подобное утверждение, разрывающее все привычные контексты, нуждается как и в обоснованиях, так и в доказательствах на примерах.

Впервые я понял, что мир не таков, каким кажется, когда обнаружил, что окружающая меня реальность отзывается на мои мысли и сны. Кажется, материалистическая психиатрия называет это «неврозом веры во всемогущество мысли». Я бы поверил материалистам, если бы не имел многочисленных фактов, ясно свидетельствующих в пользу оккультной, а не материалистической гипотезы.

Однажды, без какой-либо причины, я увидел во сне своего старого знакомого Сергея. Само по себе это уже показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым — ни в позитивном, ни в негативном смысле. Так вот, мне снилось, что этот самый Сергей познакомил меня с новой компанией, которая представляла собой откровенных хулиганов. И во сне, наслаждаясь хаосом в чьём-то доме, я очень боялся, что в этой компании появится некий Андрей, и они узнают о моём прошлом.

Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Через три дня Сергей позвонил мне и пригласил в одну компанию, в точности соответствующую сну, а через месяц в этой компании появился Андрей, который изрядно испортил мне жизнь в дальнейшем.

Совпадение? Если бы это был единственный пример, я бы охотно поверил, что это так. Но подобных «случайностей» у меня более чем достаточно. Были периоды, когда «антинаучная» телепатия становилась столь привычным явлением, что компания, с которой я общаюсь, уже переставала обращать на это внимание, а магические действия вели к быстрому и убедительному результату там, где, на первый взгляд, результат казался недостижимым.

Причем, это было не простое достижением цели, а имело в себе, так сказать, «особую улыбку». Одна знакомая девушка, весьма сильный Маг, делала ритуал, дабы привлечь деньги, которых ей очень недоставало. На сигиле было нарисовано святое число 93. В тот же день последовал результат — знакомый (не имеющий понятия о Телеме) передал ей эти деньги, попросив часть из них положить на его счет, где паролем было как раз число 93. Или еще один эпизод: во время репетиции ритуала, когда была произнесена фраза, обращенная к Зевсу-Посейдону, «отверзни воды громокипящего моря», в квартире лопнули трубы. Яркий пример смысловой игры иного — один из многих, на который маги и внимания-то особого не обращают.

Постепенно приходишь к тому, что перестаешь удивляться подобным феноменам, которые для обычного человека являются чудесами. Более удивительным и неприятно удивительным становится то, когда таких чудес долго не происходит, что может указывать на «утрату благодати».

«Первого апреля 1949 г., утром, я занёс в свой блокнот надпись, содержащую образ получеловека-полурыбы. На завтрак мне подали рыбу. В разговоре кто-то упомянул об обычае делать из кого-то „апрельскую рыбу“. Днём одна из моих бывших пациенток, которую я не видел несколько месяцев, показала мне несколько впечатляющих картин с изображением рыб. Вечером мне продемонстрировали кусок гобелена с морским чудовищем и рыбами. На следующее утро я встретил свою бывшую пациентку, которая была у меня на приёме десять лет назад. Этой ночью ей приснилась рыба. Несколько месяцев спустя, когда я включил этот случай в одну из своих работ и как раз закончил его описание, я вышел из дому к озеру, на то место, где уже несколько раз побывал в течение этого утра. В этот раз я обнаружил на волномере рыбу длинной тридцать сантиметров. Поскольку поблизости никого не было, то я не мог представить, как она могла туда попасть». (К. Г. Юнг «О синхронистичности»).

Если бы подобный поток синхроний стал происходить с вами, вы наверняка бы сочли это занятным, но представьте, что до этого вы в течение года изучаете образ Иисуса как рыбы, и тут вся реальность обрушивает на вас этот образ. Не правда ли, впечатляет?

Рыба = Иисус. В самом деле, аналогий очень много: первые ученики — рыбаки, Иисус накормил толпу двумя рыбами, в момент предполагаемого рождения Христа земля вошла по эклептике в созвездие Рыб. В этом смысле мы можем говорить о символическом поле образа рыбы.

Какой еще гипотезой можно объяснить подобную удивительную игру смыслов? Все, что может возразить на это материалист — «этого не может быть, потому что не может быть никогда». Но какое отношение вера имеет к науке?

Какая иная гипотеза, кроме как гипотеза слова, может объяснить это обыгрывание символа вовне в жизни человека? Некоторые экстрасенсы используют понятие «информационного поля», подразумевая некую отдельную от материального субстанцию, находящуюся вокруг земли и хранящую информацию обо всем когда-либо произошедшем. Получив к ней доступ, можно восстановить любое событие и любой образ прошлого, настоящего и будущего. Эта гипотеза прекрасно объясняет такие феномены, как ясновидение, телепатия или вещие сны. Но даже она не объясняет феномен синхронистичности!

Из информационного поля вокруг нас можно получить любую информацию. Но если танец смыслов разыгрывается напрямую в материи, значит, сама материя — продукт этого танца, тепло от огня, каким бы невероятным это ни казалось. Символ, смысл — не производное, а источник! Только взяв эту гипотезу как основную и допустив, что смысловым полем является все, нас окружающее, а не некая чисто духовная информационная субстанция, мы сможем эффективно работать с символами.

Следующее, что следует понять — это идею околосимвольного семантического пространства или просто поле значений. Когда меня просят объяснить, что значит поле значений, я прошу вспомнить некоторые эпитеты, которые приходят в голову при слове «собака». Мы можем сказать «злой, как собака», «преданный, как собака» или «как бешеная собака», но никому не придет в голову сказать «сексуальный, как собака». Мы видим, что качества преданности, злости и бешенства при своей несхожести и разной этической оценке относятся к семантическому полю понятия «собака», а вот сексуальность к этому полю не относится. Сексуальность мы отнесем скорее к символу кошки, с которым в свою очередь соотносится еще ряд возможно противоречивых символьных категорий. Известное семантическое поле символа — лишь верхушка айсберга. Чтобы вскрыть символ во всей его полноте, необходимо обратиться к мифологиям разных народов и культур.

Итак, семантические поля — это тот набор значений и смыслов, часто абстрактный по отношению к предмету, который объективно-субъективно существует вокруг символа. Это значение может не иметь отношения к объекту, но скорее к символу, в психической вселенной связанному с этим объектом. Например, медведь как символ может быть связан с косолапостью и неуклюжестью, тогда как реальное животное-медведь способно догнать лошадь.

Следует сказать, что мы далеко не обязательно знаем все соответствия из разговорного языка. Потому желающему понять околосимвольное поле следует изучать мифологию, религиозные символы, символизм искусства и еще много чего.

Пяти-шести-семи конечные звезды, кресты, круги, ножи и чаши, квадраты и треугольники, свастики, а так же еще множество других символов и есть те самые буквы, которыми написана реальность. И чтобы понять законы, по которым она живет, нужно иметь надлежащий ключ и систему анализа символов.

Буквы сами по себе нейтральны. С помощью букв может быть написано ругательство, донос, а может, гимн или поэма. Вопреки распространенному мнению некоторых «человеческих, слишком человеческих» теософов и прочих морализирующих оккультистов, не существует «злых» и «добрых» символов. Перевернутая пентаграмма у современных людей четко ассоциируется с Сатаной, рогами, тотальной властью похоти, и никакие другие значения оные знать не желают. Но посмотрите на вполне православную и весьма древнюю икону канонического иконописца Андрея Рублева «Преображение господне», где Иисус изображен на фоне черной нисходящей звезды о пяти лучах.

 

img1

Рублев — сатанист? Не очень-то верится, не правда ли? Просто в этом контексте перевернутая пентаграмма означает не падение, а нисхождение духа в материю. Почувствовали разницу? Вроде бы все одно и тоже, дух спускается в материю, но в одном контексте он «падает», а в другом — «нисходит».

А возьмем другой современный «сатанинский» символ — перевернутый крест. Забавно, что изначально в христианской символике он был всего лишь крестом святого Петра, который, согласно легенде, попросил своих мучителей перевернуть крест, поскольку считал, что недостоин умереть так же, как его Учитель и Бог. Интересно, чтобы сказали сатанисты, если бы узнали истинное значение столь культивируемого ими символа? Вновь символ оказывается с множеством значений.

Вот еще один символ — свастика. С древности — мощный охранительный символ солнечной силы, сознания, воли, целостности личности. Неоднократно замечено, что дети до шести лет часто инстинктивно рисуют свастику, чтобы этим утвердить свое Я, свое бытие в мире. И вот беда, взял этот символ Гитлер и получилось, что в сочетании с теми теневыми процессами, которые происходили в бессознательном германской нации накануне прихода Гитлера, этот символ вызвал катастрофу. Но сам-то символ ни в чем не виноват — глупость современных правителей в том, что вместо того, чтобы пропагандой вернуть этому символу изначальное значение, выставив Гитлера, к примеру, как вора, взявшего чужой символ, не понимая его глубины, они отождествляют свастику с фашизмом, тем самым делая фашизм привлекательным для определенной категории населения. Русские, празднующие день рождения Гитлера (который хотел уничтожить 80 процентов славян) — это абсурд, не разрешимый никакой логикой. Это становится ясно, если мы предположим особую зачарованность архетипом, которому вот уже пятьдесят лет не могут вернуть его значение, и готовность ради единства с этим архетипом на любые противоречия и абсурды.

Или возьмем шестиконечную звезду. Сейчас любой её знает как Звезду Давида, и действительно, в ветхом завете мы находим множество упоминаний «звезды пламенеющей». Но вот то, что пламенеющая звезда евреев должна быть о шести концах, решили только в середине 19 века на собрании сионистов. А до этого сия звезда была символом магии, причем магии, связанной с планетами.

Еще один интересный пример: в учении Алистера Кроули огромную роль имеет звезда о семи концах — сигила Бабалон, богини сексуального экстаза, восторга, неистовства.

 

img2

Однажды, когда я оказался в музее Минска, в одной из изб я с удивлением обнаружил звезду о семи концах, сплетенную народными средствами. В её центре была голова козла, точно фаллос в йони. «Что значит эта звезда?» — спросил я у компетентного экскурсовода, и, как оказалось, для белорусских крестьян она была звездой того одного дня в году (кажется, Ивана Купалы), когда все привычные табу отбрасывались и освобождалась страсть в своем наиболее неистовом, оргиастическом аспекте.

 

img3

Когда я рассказал эту историю одному, весьма образованному в области символики человеку — Александре Савиной, она поделилась и своими знаниями — оказывается, у северных народов есть «день ведьмы», когда в качестве «ведьмы» (которая символизирует неконтролируемые страсти) сжигается полотно с семиконечной звездой. Сексуальность свята в Телеме, но с точки зрения христианства и христианского псевдооккультизма греховна. Акценты разные, символ один.

Или возьмем еще один пример — образ змеи. На востоке — сакральный символ женщины, сексуальности (как мужской, так и женской) и познания, на западе — символ дьявола, греха, искушения. Противоречия? Нисколько, просто разная этическая установка. Восток ориентирован на духовный гнозис, запад (иудео-христианский) — на веру, для востока (имею в виду Индию) эротизм свят, для христиан — грешен. Поэтому один и тот же символ в разных контекстах (то есть в окружении других символов) оказывает совершенно разные воздействия.

Существуют два типа восприятия символов — бинарный и нюансный. Бинарный воспринимает символы как «хорошие или плохие». Так, примитивные люди, спрашивая интерпретацию сна, хотят знать одно — плохой этот сон или хороший. Но как мы могли видеть выше, не бывает только плохих или только хороших символов, каждый символ обладает определенным полем значений. Нюансное восприятие играет с полем значения символа и даже корректирует его в соответствии с волей. Так например, появившийся в психике и сновидениях образ жалящей змеи может быть вытеснен в бессознательное, а может быть переосмыслен как символ смерти — в смысловом контексте Змея Эдема, который дарует знание. И никаких подтасовок: мы ведь не приписываем змее преданность собаки. Вот тут-то и начинается игра в бисер, вот тут-то и начинается магия, вот тут-то и открывается дверь!

Осознав окружающую нас реальность как символический, смысловой код, необходимо сделать следующий шаг — попытаться найти систему, воспользовавшись которой, мы могли бы классифицировать закономерности символического кода. И эту систему мы находим в исследовании Алистера Кроули, подытожившем всю историю оккультизма — в «Книге 777».

Сама история этой книги весьма показательна: изначально это были тайные знания, которые передавали на высших степенях одной из самых секретных магических организаций — Ордене Золотой Зари. Когда Кроули вступил в орден, он счел, что аморально держать эти знания в тайне от человечества, и, существенно доработав их, опубликовал, за что не раз подвергался проклятиям и гонениям от бывших братьев.

Система 777 выводит тридцать два архетипических пути символической вселенной. Сами по себе эти пути непостижимы, точнее, они могут быть постигнуты только опосредованно, через размышление над соответствиями, приведенными в таблицах. Этот концепт глубоко созвучен утверждению Юнга, что архетип можно постичь не сам по себе, ибо он есть лишь безличный принцип, закон, по которому сознание самоорганизует окружающую реальность. Архетипический образ — это «продукт» архетипа, через который постигается сущность.

Базовыми единицами магического алфавита являются семь светил классической астрологии (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), с каждым из которых связываются определенные качества. Далее следуют четыре стихии, дух, 12 знаков зодиака и десять сфирот классической каббалы, которые во многом пересекаются с планетарными соответствиями. Если посмотреть таблицу, мы можем увидеть, что всего путей не 32, а 34, однако два последних пути считаются взаимосвязанными: стихия огня является одновременно стихией духа, а планета Сатурн тесно пересекается со стихией земли. Анализ этого переплетения мог бы увести нас в частности и детали, далеко выходящие за рамки данного обзора.

На протяжении своей истории человечество связывало определенные психические архетипы (динамический элемент коллективного бессознательного) с небесными светилами. Каждый может сам для себя решить, является ли это всего лишь проекцией, или действительно светила передают соответствующую психическую энергию. В любом случае, ценность этих символических систем огромна. Неважно, смотрим ли мы на них как на источник психического архетипа или как на зеркало, в котором этот архетип отражается, изучение символов, связанных с небесными телами, помогает нам лучше понять и увидеть психику в её целостности.

Еще одним важным моментом системы соответствий являются 10 цифр и 22 буквы, на медитации над которыми выстраивается традиция каббалы. Здесь необходимо пояснение: почему мы обращаемся именно к ивриту, используя его как карту магической реальности.

Нам известно, что слово, речь, на котором говорит данная национальность, является основой, организующей вселенную этой нации. Законы семантики подробно проанализированы в трудах Фердинанда Соссюра, открытия которого выводят филологию на границы с магией.

И здесь я хочу обратить внимание, что еврейский язык в настоящее время является самым древним из живых языков. Мы знаем, что еврейская нация обладает особого рода пассионарностью, позволившей ей выжить в условиях, в которых любая другая нация давно бы ассимилировалась и исчезла. Секрет жизнестойкости евреев в языке, на котором они говорят, или, опять же, эта нация обязана своим выживанием своему языку, который обладает особой силой пассионарности. Не будучи евреями, но изучив иврит и используя его магические формулы, мы получаем гораздо большую власть, чем сами евреи, которые отягощены культурными предрассудками. То, что у правоверного иудея вызывает ужас и трепет, для нас — лишь одна из практических формул.

Но самое особенное значение в этой системе играют карты таро. Начиная с Элиафаса Леви, принято соотносить 22 больших аркана таро с буквами иврита. Буквы и цифры — это слишком абстрактные категории, с которыми легче работать людям с математическим, логическим складом ума. Арканы таро компенсируют эту интеллектуальную сухость, разобраться с которой может только человек, чей разум работает на логико-математической волне. Образы, символы, изображенные на картах таро, стимулируют творческое воображение, апеллируя к творческо-образному мышлению. Арканы таро становятся настоящим мостом между сознательной и бессознательной психикой. 78 карт таро при внимательном рассмотрении оказываются единой картой реальности символа. Потому понимание их символического языка является основой магии как науки. Более того: образы арканов таро Тота Алистера Кроули — это основной набор сакральной иконографии традиции Телемы, и медитация над ними является основой духовной практики для каждого, кто выбирает для себя духовный путь.

В нашем исследовании мира магии мы обратимся к символам этой удивительной системы.

Глава, которая не есть глава, или немного о подходе к таро

Великое колесо сансары.Колесо закона.Колесо Таро.

Колесо зодиака. Колесо жизни.

Все эти колёса суть одно; однако по-настоящему помочь тебе может лишь колесо Таро.

Медитируй же, человече, над этим колесом чаще, шире и глубже, вращая его в душе своей!

Ощути, как из одной карты неизбежно следует другая, в неизменной последовательности от Шута до десятки кругов.

Уяснив же (смысл) Колеса Судьбы, ты ощутишь ТУ волю, которая приводит его в движение (у движения же нет ни начала, ни конца).

И — смотри! — вот ты и перешел через Бездну.

Для начала — немного истории. История таро началось в 14 веке в эпоху итальянского возрождения при дворе миланских аристократов Висконти-Сфордса. Речь идет не о малом аркане, известном каждому любителю азартных игр, чье происхождение теряется в глубине арабского мира, а о большом или философском аркане, который в своем символическом ряду отображает тайны, связанные с вселенной психе, которая столь же необъятна, как и звездное небо.

В 18ом веке на фоне всеобщей египтомании Этейла впервые соотнес 22 аркана с древнеегипетской культурой, создав миф о том что Таро было языком древних Жрецов. Нет смысла обсуждать историческую легитимность мифа, поскольку при существующих данных это непроверяемо, но то, сколь устойчивым оказался этот миф, говорит о том, что человек интуитивно чувствовал в Таро мудрость много превосходящую обычное человеческое разумение, которая по закону психологической проекции переносилось назад в прошлое.

Спустя несколько веков французский оккультист Элиафас Леви уже писал о Таро, что если человека запереть на тридцать лет в замке и в его распоряжении будет только колода таро, имея к ней ключ, он станет образованнейшим человеком своего времени, имеющим знания во всех человеческих науках. Преувеличение? Метафора? Может быть и так, однако во всей мировой культуре не было системы, подобной таро, которая столь просто и изящно посредством образа открывала бы дверь в мир духа.

Есть невидимые грани — что незримо делят мир, И они имеют цвет и вкус и звук, Если тронешь хоть одну — мир как арфа зазвенит, И рассыплется созвучьями вокруг. (Башня Rowan «Зерна»)

Вот они, эти грани-арканы-пути, дурак, жрец, дьявол, эон и другие карты большого аркана, размышляя над которыми мы открываем дверь. Таро позволяет понять себя, предлагает универсальный и тончайший язык для описания своих самых тонких переживаний. Но познавая себя, каждый из нас познает универсальные единицы, которые находятся в основе творящего духа. История, философия, религия, искусство, все многообразие человеческой культуры состоит из универсальных архетипов, символические изображения которых мы находим в таро. Речь состоит из букв, материя -из атомов, а все, что имеет отношение к душе и духу — из арканов таро. Надо перестать смотреть и начать видеть.

Таро окружено множеством мифов. Одни предполагают, что их принес Моисей, другие верят, что именно они существовали в Атлантиде, третьи относят их к тайнам древнего Египта. Но есть ли подтверждения этим мифам? Да, археологи находили в Египте фрески с образами фараона, управляющего двумя сфинксами, и шакалов, воющих на луну. Какой соблазн сказать, что уже египтяне имели в своем распоряжении колоду таро, ведь эти образы так удивительно перекликаются с седьмым и восемнадцатым арканом? Но сказать так — значит, выдать желаемое за действительное, ибо два отдельных изображения, никак не соотносимых друг с другом, к тому же принадлежащих к разным эпохам, не могут быть доказательством существования сложной системы из 22 связанных друг с другом символов.

Но в каждом мифе есть доля правды. Арканы таро действительно были в Египте, как и в Месопотамии, Элладе, Вавилоне, иудее — везде, где была цивилизация, культура сознание, психическая жизнь. Ибо архетипы не могут быть изобретены, может быть изобретен только способ увидеть эти архетипы, познать их, точно так же, как усовершенствование телескопа позволило увидеть Плутон, а усовершенствование микроскопа — микроорганизмы. Точно так же, как фиолетовый цвет был всегда, но вплоть до средних веков человек не мог его видеть.

С момента создания карт таро их символы проходили сложный период огранки. Менялся дух времени, менялись контексты, по мере эволюции человек мог распознавать все более тонкие и более сложные закономерности в магической вселенной, пока, наконец, колода не обрела свою законченную форму.

Большинство книг, посвященных таро, сосредоточены исключительно в их предсказательном аспекте. Действительно, еще за всю свою историю человечество не знало столь глубокой и точной системы прорицания. Вопреки распространенному мнению, прорицание выявляет не фиксированный приговор, но наиболее вероятный исход, потому по результату прорицания вопрошающий может изменить будущее, изменив стратегии своего поведения. Однако сводить таро только к функции прорицания есть грубейшая ошибка, сродни предположению, что компьютер создан исключительно для компьютерных игр.

Очень немногие работы действительно предпринимают попытку проникнуть в глубину архетипа, раскрыть полноту его бытия. Лучшая из существующих работ по таро — это труд Алистера Кроули «Книга Тота», написанию которой он посвятил полжизни. Однако эта книга слишком сложна для начинающего исследователя и нуждается в некоторых пояснениях, которые сам Кроули не делает, с высоты своих знаний считая некоторые знания самоочевидными. В своем исследовании мы опираемся прежде всего на «Книгу Тота» и таблицы 777, о которых уже говорилось.

Следующая ценная книга, которая несколько выходит за пределы стандартного сценария — это работа Хайо Банцхафа «Таро и путешествие героя». Книга ценна тем, что рассматривает большие арканы как стадии единого путешествия, опираясь на достижения глубинной психологии в лице Карла Юнга и Джозефа Кэмбелла. Единственным недостатком этой книги является то, что она опирается на старую колоду Уайта, игнорируя то, что истину наступившей эры Таро Тота Алистера Круоли выражает гораздо более точно и полно.

Интерпретация символов таро — дело очень сложное, поскольку здесь мы имеем дело не с знаком, имеющим одно значение, а с символом, который полон граней и смыслов. Потому классическая интерпретация знаков, выстроенная по принципу, а=а, не может быть применена к символам. За исключением двух авторов, приведенных выше, остальные интерпретаторы таро упорно забывают об этом очевидном в общем-то факте.

Метод, который мы используем, называется амплификация, то есть прояснение символа посредством ассоциаций и аналогий. Главное здесь не столько сформулировать значение, сколько посредством цепочки ассоциаций позволить читателю пережить символ конкретного аркана. Литература, музыка, поэзия, мифология — все может быть соотнесено с тем или другим арканом или их сочетанием. Я привожу те примеры, где аркан явит себя наиболее полно, однако на самом деле абсолютно все может быть изучено с точки зрения символики 22 путей-арканов, и я рекомендую подобную практику всякому, кто, прочитав эту книгу, захочет понять суть символизма глубже и полнее.

Ни эта, ни какая-либо другая работа не может исчерпать хотя бы один аркан. Даже если написать целую библиотеку, она не сможет включить в себя все соответствия и значения. Невозможно выпить море, невозможно сосчитать звезды, невозможно познать все коллективное бессознательное. Эта работа — это попытка максимально сжато изложить наиболее яркие и очевидные соответствия, но всегда следует учитывать, что мои познания, как и познания любого из нас, ограничены, и внимательный читатель смог бы добавить к сказанному что-то свое. Например, недостаток моих познаний в живописи не позволяет мне должным образом привести соответствия их этой сферы, а поскольку сами образы таро — это прежде всего произведения живописного искусства, это упущение, я надеюсь, со временем будет компенсировано.

Потому, по мере прочтения глав, посвященных арканам, я настоятельно рекомендую находить свои ассоциации, соответствия, примеры из мира литературы, музыки, мифологии. Ибо только так, а не заучивая приведенные примеры, можно получить подлинное понимания символа.

Самой большой сложностью, возникающей на пути исследователя символизма таро, является то удивительное переплетение символики разных арканов. Невозможно провести четкую границу, отделяющую один аркан от другого. Более того: в каждом из 22 больших арканов латентно содержатся остальные 21.

Попробую прояснить это на примере. Рассматривая 11 аркан Вожделение, мы не можем пройти мимо 19 аркана, поскольку зверь, которого оседлала Бабалон, символизирует солнечную, мужскую энергию, а вожделение питает сознание. Карта представляет символику соединения и её понимание оказывается невозможно без аркана 14, а мятежный характер этого объединения отсылает нас к пятнадцатому аркану. Изображение 11 аркана является самым сексуальным, однако все сексуальные соответствия даны аркану 3, поэтому без понимания Императрицы мы ничего не можем сказать о Вожделении. Но чтобы понять Императрицу, необходимо понять также её оппозицию — Верховную жрицу, и её партнера — Императора. А поскольку пик жизни связан с пиком смерти, понять 11ый аркан невозможно без аркана 13. Точно такие же цепочки можно провести от любого из больших арканов.

Вселенная таро в чем-то подобна голограмме. Если взять мельчайшую часть голограммы, по ней можно восстановить её всю. Современные физики недаром склоняются к тому, что вселенная построена по принципу голограммы.

Но арканы предстают нам не только в единстве, но и в многообразии. Физик может теоретически доказать, что фундаментально камни и яблоки являются одним, но едва ли он сможет это эмпирически доказать, съев камень.

Существует большое количество учений, которые пытаются вывести всего человека из одного архетипа. Одни видят этот архетип в желании властвовать и страхе неполноценности (Император), другие — экономические закономерности (Фортуна), третьи — секс и деторождение (Императрица), или эдипово влечение к матери (Повешенный), четвертые рассматривают человека как бога, забывшего, кто он есть (Дурак), пятые рассматривают культуру как надстройку, защищающую от страха смерти (Смерть). Можно утверждать идеалы романтизма (Колесничий) или просвещения (Иерофант), тем не менее, стоит потерять равновесие между ними (Регулирование), неизбежно окажешься в мутных водах (Повешенный).

Ни одна из этих теорий не может быть опровергнута — внутри каждой из них есть все, что необходимо для выстраивания цельной системы взглядов. Любое явление может быть одинаково объяснено из любого архетипа — в какой бы точке вы не находились, вы всегда находитесь в центре. Но стоит взглянуть на тоже самое явление из другого центра, лишь немного сместив точку сборки, как еще недавно непоколебимая теория кажется верхом нелепости.

К примеру, мое желание написать текст можно объяснить 22 возможными способами. Это может быть рассмотрено как желание получить власть над читателями (Император), заинтересовать представительниц противоположного пола (Императрица) вбить еще один гвоздь в гроб своего эдипова комплекса (Повешенный), желание усовершенствовать свой ум, структурировав свои знания (Иерофант), попытка придать смысл своей жизни (Колесничий) или защититься от давящего страха смерти (Смерть). Наконец, можно утверждать, что я бессознательно надеюсь получить прибыль с издания этого текста (Фортуна). Я могу разозлиться на этот поток ничего не объясняющих объяснений и заявить, что я пишу этот текст просто для того, чтобы написать текст, но в этом случая это будет всего лишь обращением к безумной мудрости аркана Дурак.

Образованный сторонник любой из этих теорий без труда сможет доказать мне, что именно эта интерпретация правдива, но только до того момента, пока я не столкнусь с другой интерпретацией, которая будет соль же совершенна — «все слова священны, все пророки истинны, вот только понимают они мало».

Знание и — что более важно — понимание символов таро дает нам свободу от односторонности и позволяет изучать все аспекты духовной вселенной без привнесения ненужной оценочности. В Книге Закона сказано: «Не делайте различия меж собою об одних вещах и о других, ибо от этого вред», что говорит о бессмысленности какого-либо оценивания символов. Даже гнилые болота Луны 18 аркана порой питают гениев, а чистый свет Верховной жрицы способен лишить рассудка и даже привести к гомосексуальности.

Каждому из арканов таро существуют свои соответствия. Каждый архетип имеет соответствия среди растений, животных, запахов, звуков, цветов, снадобий. Постижению каждого архетипа соответствуют свои магические достижения, свои искушения и свои болезни в случае ошибки. Все это составляет один цельный путь, который определяется одним из 22 букв иврита. Но вот что важно — один и тот же предмет может находиться на разных путях и нести совершенно разный смысл. Скажем, красный цвет в одном ассоциативном ряду, рядом с волком и Марсом, будет органично символизировать кровь, проливаемую в битве, и соответствовать работам Марса, а в другом — сексуальность, желание и менструальную кровь (багряная жена). Или например, лев может символизировать на пути реш сияние сознания и царственность, а на пути тет — страсть.

В заключении следует сказать относительно различных вариаций колод таро. Придя в магазин, где торгуют колодами таро, вы увидите десятки, даже сотни различных колод. Чтобы хоть немного помочь вам разобраться для себя в этом нелегком деле, я приведу несколько классификаций, которые помогут вам сделать выбор.

Данное исследование полностью базируется на колоде Тота Алистера Кроули, над символикой которой Кроули работал полжизни. Эту колоду я считаю лучшей, поскольку эти карты наиболее полно выражают архетипическую вселенную таро, где каждый символ имеет свое место и свое значение. Более того, Колода Кроули наиболее соответствует изменениям, произошедшим в коллективном бессознательном в связи с наступлением нового эона (эры). Я не сомневаюсь, что если человечество каким-то чудом все-таки выживет, через две тысячи лет будет рождена колода, которая будет настолько же превосходить колоду Кроули, как сейчас она превосходит таро Висконти Сфордса, однако сейчас мы даже не можем на миг представить, что это будет за колода.

Существует некоторое количество колод, нарисованных после Кроули его последователями, которые расширяют и проясняют символику Таро Тота. Ни одна из этих колод не может сравниться с Таро Тота по силе и глубине, поскольку все они являются эпигонами, однако их изучение рекомендуется для расширения смыслового поля символа. Это «Либер Т», таро серебряной звезды, Виа таро и, наконец, таро церемониальной магии Дюккета.

Существует некоторое количество колод, которые в свое время выражали всю полноту архетипической вселенной, но после наступления нового эона, когда сменились весьма существенные акценты, потеряли большую часть своей силы. Эти колоды можно назвать «ветхим заветом таро» и относиться к ним соответствующим образом — изучать, знать, но не делать их опорой своей практики, ибо как сказал один маг, «разумно ли наливать новее вино в старые меха?». К колодам этой категории принадлежат марсельское таро, таро Райдер Уайта, таро Освальда Вирта, таро Эттейла и, наконец, самое древнее из известных колод Таро Висконти-Сфордса. Человеку, серьезно интересующемуся таро, будет полезно ознакомиться с их символикой, дабы иметь более полное представление о системе таро. Эти колоды с некоторым допущением могут использоваться и для предсказаний, но вот использовать их для медитации, церемониальной магии и пытаться постичь через них универсальные законы коллективного бессознательного будет весьма затруднительно. Эоны двигаются и то, что было непреложной истиной каких-то сто лет назад, ныне — лишенный смысла предрассудок.

Наконец, существует огромное количество совершенно бессмысленных колод, лишенных какого-либо психологического или оккультного смысла. Изображения, порядковый номер, названия в них даются совершенно без какой-либо системы и смысла, и никакой пользы от них получить невозможно. Начиная от таро дзен (разве было у дзен- буддистов таро?), египетского таро (однако нарисованного в 1970 году) и уже совсем смешно — таро гномов (!?), и Вампиров (!!!). Эти колоды, словно пляшущие огоньки, отвлекают на себя искателя знаний. Ничего, кроме суеты, эти колоды не смогут вам дать, а время, убитое на их изучение, увы, восстановить не удастся.

Rambler's Top100