ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

Из новой астрологической энциклопедии



Аса-Астрея

Аса
(от санскр. asu - "вздох") - в индийском времяисчислении: единица времени, равная 1/6 вигхати, т.е. 4 секундам. См. Таттва.

Асадуллина Фарида Гильмановна
(р. 4.10.1956, 17:43 GT, Миасс, Челябинская обл.) - современный российский астролог. Астрологией занимается с 1976 г. Сферы интересов: мунданная астрология, психологическая астрология, суфийская астрология. В 1979 г. окончила факультет психологии МГУ. Кандидат психологических наук. Доктор философии (альтернативная медицина; International Open University, UN). С 1989 г. вице-президент ISAR по России. Президент "Омега Клуба" (с 1990 г.). Дипломированный инструктор Ци-Гун (Япония, Shin-Atzu-Shin International Association). А. - инициатор создания Российского Астрологического Совета и его первый ответственный секретарь (1995-1996 гг.), а также член многих других астрологических организаций. Международный консультант, лектор и преподаватель астрологии (США: 1990-1995; Швейцария: 1991, 1992, 1993, 1996; Дания: 1991; Швеция: 1991; Чехия: 1994; Япония: 1991; Германия: 1993, 1995; Норвегия: 1990-1993, и пр.). А. совмещает астрологическую деятельность с преподаванием психологии в МПГУ. Замужем; мать двоих сыновей, имеющих Уран на Асценденте.
А. - автор статей в российских и зарубежных периодических изданиях: "Астролог", "Российская астрология", "Крестьянка", дайджест "Спутник", "Труд", "Юный натуралист"; "Astrologie Heute" (Швейцария), "Cosmopolitan" (Германия), "Sybille" (Германия), "Symbolon" (Нидерланды), "Meditation" и др.
Лит.: *1. Интервью с Ф.Асадуллиной.// Российская астрология. - 1995. - N6.

Асалиах -
в каббалистической астрологии (I) имя стихийного гения людей, рождённых с 5 по 9 ноября (или имеющих натальное Солнце в пятой секстуре знака Скорпиона), имя астрального духа, влияющего на рождённых 5 мая, 16 июля, 26 сентября, 7 декабря и 17 февраля (или имеющих натальное Солнце в 16±-16±59' Тельца, 28±-28±59' Рака, 10±-10±59' Весов, 22±-22±59' Стрельца и 4±-4±59' Рыб), а также имя ангела-хранителя людей, родившихся с 15ч20мин до 15ч40мин. А.Кирхер (1602 - 1680) приписывал А. господство над чилийцами.
А. соответствует Божественное имя Хана (Hana). Этот гений принадлежит к шестому ангельскому чину Сил. Его атрибут - Бог праведный, указывающий истину. Согласно астрологам начала века, А. помогает прославлению Бога и для возношения к Нему, при озарении нашего ума светом Его мудрости; воздействует на правосудие и указывает истину в процессах. Под его влиянием находятся люди честные, ум которых возвышается до созерцания божественных вещей. Родившиеся в указанное выше время бывают одарены приятным характером и склонны к приобретению познаний тайных наук. Злой гений покровительствует безнравственным и скандальным действиям и распространителям опасных, химерических систем.
Лит.: *1. Ленен. Каббалистическая наука. *2. Трояновский А. Астрологический словарь.

Асасе Афуа -
в мифологии ашанти (Западная Африка): богиня земли. Первоначально - супруга Ньяме, демиурга, благодаря которому возникли дождь и Солнце, произошли люди. Впоследствии представления об А.А. модифицировались: вместо единой первоначальной богини земли появилось два мифологических персонажа - дочери Ньяме А.А. и Асасе Йа (воплощающая бесплодие земли). В этих более поздних представлениях А.А. (также упоминаемая и как жена Ньяме) - богиня плодородия и плодовитости; в её ведении - всё, что растёт на земле, и всё, что в ней содержится; её священное число - восемь, символ - восьмилучевая планета Венера; посвящённое ей животное - коза; её священный день (день происхождения и почитания) - пятница. Мифологический образ А.А. связан с обителью Венеры в Тельце.
Лит.: *1. Котляр Е. Ашанти мифология.// Мифы народов мира.

Асатьявади-йога
(санскр. Asatyavadi Yoga) - в индийской астрологии - одна из йог (аспектов положения); образуется, когда в натальном гороскопе (построенном в системе Знак - Дом с учётом айанамши) имеет место одна из следующих комбинаций: 1) управитель II дома находится в обители Марса или Сатурна, а злотворные планеты (по натуральной классификации) расположены в кендрах и триконах; 2) управителем навамши, занятой управителем II дома, является Марс или Сатурн; 3) управитель навамши, занятой управителем II дома, расположен в обители Марса или Сатурна. Данная йога указывает на то, что натив является лгуном.
Лит.: *1. Raman B.V. Three Hundred Important Combinations.

Асита
(Asita), Кала Девала (Kala Devala) - индийский мудрец и астролог, живший приблизительно в VI в. до н.э., и предсказавший, согласно легенде, судьбу Будды Шакьямуни. А. был учителем и советником по вопросам религии у Суддходаны, отца Будды. Ему приписывается ряд астрологических сочинений.
Лит.: *1. The New Encyclopaedia Britannica.

Асклепий
(Asclepius, греч. Asklepios) - малая планета (астероид) номер 4581. Абсолютная звёздная величина 20.5m. Большая полуось орбиты a=1.0226 а.е. Эксцентриситет - 0.357, наклон орбиты i=4.906. Период обращения 1.034 г., среднее движение за сутки - 0.9531±. В греческой мифологии А. - бог врачевания, сын Аполлона, обучав-шийся искусству врачевания у мудрого кентавра Хирона. А. пришёл к дерзкой мысли воскрешать мёртвых. За это разгневанный Зевс убил А. перуном. Дочерью А. была Гигея. Непременным атрибутом А. выступала змея (или даже две), получавшая в храме А. жертвенные приношения. А. мыслился ипостасью Аполлона, известны их общие храмы и атрибуты. В римской мифологии А. именуется Эскулапом. Согласно Семире и В.Веташу, астероид А. астрологически связан со знаком Девы и символизирует связь с медициной, постижение жизненных процессов организма, овладение инструментом, восстановление сил.
Лит.: *1. Семира, Веташ В. Астрология и мифология. *2. Тахо-Годи А. Асклепий.// Мифы народов мира. *3. Эфемериды малых планет на 1995

Асклетарион,
Асклетарий (Ascletarius), Асклатион (Asclation), Аск-лепион (Asclepion) (? - 17.09.96, Рим) - древнеримский астролог второй половины I в. н.э., прославившийся точностью своих предсказаний. Его имя египетского происхождения, и сам А. мог принадлежать к группе египетских астрологов, известных по всей империи (таких, как Балбилл, Херемон, Птолемей Селевк и др.). Сочинения А. получили большую популярность среди последующих поколений астрологов. Работы А. были среди астрологических источников Веттия Валенса, анонимного автора 379 г. и Палхуса. Однако до нашего времени сочинения А. не дошли. В конце августа - начале сентября 96 г. А. был арестован, а затем и казнён императором Домицианом (81 - 96 гг.), боявшимся прогнозов о своей судьбе. Светоний в "Жизни двенадцати цезарей" описывает смерть А.: "На него донесли, что он своим искусством предугадывает и разглашает будущее, и он не отрицал; а на вопрос, как же умрёт он сам, он ответил, что скоро его растерзают собаки. Домициан приказал тотчас его умертвить, но для изобличения лживости его искусства похоронить с величайшей заботливостью. Так и было сделано; но внезапно налетела буря, разметала костёр, и обгорелый труп разорвали собаки". Это событие, по свидетельству историка, очень сильно потрясло императора, который не прожил после него и месяца, умерев, как предсказывал А.
Лит.: *1. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. *2. Cramer F.H. Astrology in Roman Law and Politics.

Асколи Чекко д'
(Cecco d'Ascoli), Цикхус Аскулюс (Аскуланус) (ла-тинизир. Cichus Asculus, Asculanus), псевдоним - Франческо делла Стабили (итал. Francesco degli Stabili - "Франческо Стойкий") (1250, по др. данным 1269, Асколи, Романия - 15.09.1327, Флоренция) - итальянский астролог, врач, математик, один из ярких представителей натуралистического течения философской мысли XIV в. Имел энциклопедические познания, изучал философию, теологию, медицину, математику, астрологию и поэзию; был другом Данте; некоторое время работал придворным врачом папы Иоанна XXII (1316 - 1334). В 1322 - 1325 гг. А. был профессором математики и астрологии в Болонском университете. Ещё в молодости он приобрёл славу выдающегося астролога, который может узнать по звёздам, "о чём человек в данную минуту думает или что держит в зажатой руке". А. делал предсказания Людвигу Баварскому, Карлу Калабрийскому, сыну неаполитанского короля Роберта, и многим другим высокопоставленным особам. Все его предсказания сбыва-лись, что доставило ему колоссальную славу по всей Италии и даже далеко за её пределами. Однако астрологическая деятельность приносила А. и неприятности. Так, он был вынужден оставить должность придворного астролога герцога Карла Калабрийского из-за сделанного им неблагоприятного прогноза для герцогини, Марии Валуа, и её двухлетней дочери (А. указывал, что они обе склонны вести аморальный образ жизни). Вскоре после этого, за применение астрологических толкований к жизни Иисуса Христа и за прочие "еретические" положения, приведенные в комментариях к книге Иоанна де Сакробоско "Sphaera" (популярному своду воззрений о небе и земле и строении вселенной), А. был обвинён в ереси болонским инквизитором фра Ламберто и присуждён к публичному отречению от заблуждений и к выдаче инквизиции всех астрологических книг, какие у него были. Преподавать ему также было запрещено. После суда А. переселился во Флоренцию, где продолжил предсказательскую деятельность и продажу своих сочинений. По наветам своих врагов А. в 1327 г. был арестован флорентийским инквизитором Аккузио, снова об-винён в ереси, подвергнут пыткам и сожжён на костре.
Избр.соч.: * Commentarius in Sphaeram Joannis de Sacrobosco. - Basil., 1485. * L'Acerba. - Venezia, 1476. Рек.лит.: * Boffito P.G. Il Commento di Cecco d'Ascoli all'Alca-bizzo. - Florence, 1905. * Boffito P.G. Il De principiis astrologiae di Cecco d'Ascoli.// Giornale Storico della Letteratura Italiana. - Suppl.6. - Turin, 1903. * Thorndike L. A History of Magic and Expe-rimental Science during the First Thirteen Centuries of Our Era. Vol. II. - New York: The Macmillan Company, 1923.
Лит.: *1. Ковалевский К. Школа астрологии. Пятый урок.// Наука и религия. - 1992. - N9. *2. Орлов М. История сношений человека с дь-яволом. *3. Ebertin R. Astrological Healing. *4. Poggendorff J.C. Biographisch-literarisches Handwoerterbuch zur geschichte der exacten Wissenschaften... *5. Блаватская Е. Теософский словарь. *6. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения.

Аскрепиен,
Лабрум, Лябрум (лат. Labrum - "чаша")
, Чаша Грааля - неподвижная звезда, 12 дельта Чаши. Видимая звёздная величина 3.56m. Спектральный класс G8 III-IV. Астрономическое положение на эпоху 2000.0: AR=11ч19.3м; D=-14±47'; Long=176±41'13"; Lat=-17±34'22". Согласно Птолемею, А. действует как Венера и, в меньшей степени, как Меркурий. По мнению Девора, А. указывает на идеализм и духовность, падение и последующее спасение, благодаря милосердию. Ригор считает, что в соединении с Солнцем А. даёт высокое положение в спорте, бизнесе, любых общественных делах; возможна слава; это решительные люди. При соединении А. с Луной в радиксе натив может сделать карьеру, снискать почести; возможно скрытое заболевание; таким людям нужно соблюдать осторожность, чтобы не оказаться в ситуации, которая может навлечь на них бесчестие. При конъюнкции с Меркурием А. даёт психические способности, ум, богатство, приобретённое необычным образом. Натив обладает острым умом, интуицией, умением предчувствовать. Он умеет разбираться в окружающих его людях, не всегда отличается чувством меры, может быть воинственным. Совпад с Венерой формирует по существу уединённого человека, он может быть очень разборчивым и иметь собственнические наклонности. У него открытый, дружелюбный характер, он может критиковать и придираться, но не командовать. Не исключена ревность. Люди, имеющие в гороскопе соединение А. и Марса, смелы, бесстрашны и нахальны. Они навлекают на себя порицания в связи со своими действиями или поступками в семейном кругу. Возможно приобретение богатства не слишком достойным путём. Совпад А. с Юпитером обещает нативу высокое положение в связи с общественными делами; этот человек разборчив, придирчив, в его жизни могут встретиться какие-либо препятствия. Согласно П.Глобе, А. связана с Юпитером, Нептуном и Плутоном и имеет третью астрологическую величину. Это звезда преображения, мистерии Святого Грааля, дающая человеку рыцарство, идеализм, высшие устремления, но всегда с принятием некоего обета. В соединении с Крестом Судьбы или со злыми планетами А. делает из человека "Дон Кихота". В медицинской астрологии А. - звезда исцеления и податливости магнетизму. В теории системной интерпретации звёзд Д.Куталёва А. как дельта Чаши соотносится со стихией Воды на первом уровне проявления, а как звезда класса G8 связана с Венерой. А. говорит об эмоциональном приятии религии и высших истин, подсознательном стремлении к духовному обновлению; возможна склонность к самопожертвованию; музыкальные способности.
Лит.: *1. Атлас звёздного неба. *2. Саплин А. Астрологический эн-циклопедический словарь. *3. Птолемей К. Тетрабиблос. *4. Глоба П. Неподвижные звёзды. *5. Глоба П. Медицинская астрология. Лекции. *6. Филиппова М. Медицинская астрология. *7. Ригор Дж. Астрологическое влияние неподвижных звёзд. *8. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд. *9. deVore N. Encyclopedia of Astrology.

Асмидиске,
Азмидиск (Asmidiske, Azmidiske) - неподвижная звезда, 7 кси Кормы. Видимая звёздная величина 3.34m. Спектральный класс G3 Ib. Двойная звезда: спутник 12.8m находится на угловом расстоянии 4.8" от главной звезды 3.3m класса G6. Расстояние от А. до Солнца 250 пк. Астрономическое положение на эпоху 2000.0: AR=07ч49.3м; D= -24±52'; Long=126±02'29"; Lat=-44±56'22". Согласно Птолемею, А. оказывает влияние, подобное Сатурну и Юпитеру. В теории системной интерпретации звёзд Д.Куталёва А. как кси Кормы соотносится со стихией Земли на четвёртом уровне проявления, а как звезда класса G3 связывается с Венерой. А. говорит о человеке, который может направлять деятельность других людей (часто не ощутимым для них образом), вдохновлять их на объединение усилий ради достижения идеальной цели, побуждая к переходу на более высокий эволюционный уровень. Этот человек выходит на первый план в экстремальных ситуациях, он способен принять удар на себя, защищая других. У такого человека есть дар к глубинному структуры мира, возможен та-лант в каком-либо виде искусства или дар учёного-экспериментатора.
Лит.: *1. Атлас звёздного неба. *2. Птолемей К. Тетрабиблос. *3. Вайсберг В. Астрономия для астрологов. *4. Куталёв Д. Общая теория интерпретации звёзд.

Асмодей
(Asmodeus; евр. 'asmedaj, греч. 'Asmodaios) - малая планета (астероид) номер 2174. Абсолютная звёздная величина 11.6m. Большая полуось орбиты a=2.538 а.е. Эксцентриситет e=0.271, наклон орбиты i=8.097. Период обращения 5.218 г., среднее движение за сутки - 0.2438±. В иудаистических легендах А. - демон, помогавший Соломону строить храм. Астероид А. символизирует невидимые силы внутренней природы, покорные человеку, но иногда берущие над ним власть; магию и гипноз. Согласно Семире и В.Веташу, данный астероид астрологически связан со знаком Скорпиона.
Лит.: *1. Семира, Веташ В. Астрология и мифология. *2. Аверинцев С. Асмодей.// Мифы народов мира. *3. Эфемериды малых планет на 1995 г.

ал-Асни
(`Абдаллах ибн `Убайд ал-Асни) (? - ок. 815) - арабский астролог. Работал придворным астрологом при знаменитом халифе Харуне ар-Рашиде (786 - 809). Предсказания, сделанные им Харуну ар-Рашиду, дошли до наших дней в записанном виде и хранятся в Лондоне и Стамбу-ле.
Лит.: *1. Матвиевская Г., Розенфельд Б. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.).

Аспект -
I. (Лат. aspectus - "взгляд, вид"). Взаимодействие, резонанс, отношение планет и других чувствительных точек гороскопа, зодиакальных знаков, домов гороскопа (см. также Делинеация). Одно из ключевых понятий астрологии. А. делятся на два основных типа: А. положения и А. дуговые. К А. положения относятся: взаимодействие планет со знаками Зодиа-ка и домами (см. Констелляция), взаимодействие второстепенных точек гороскопа (жребиев, узлов орбит планет, мидпойнтов и др.) со знаками и домами, а также взаиморасположение знаков Зодиака и домов. К А. положения относятся также диспозиция и рецепция планет между собой по знаку, деканату, терму, секстуре, градусу и т.п. В индийской астрологии, практически не использующей дуговые А., А. положения придаётся особое значение (см. Аспект (II), Йога (II)). Дуговой А. (в широком смысле) - угловое расстояние между двумя точками. В астрологии используются прежде всего А. зодиакальные (дуговые расстояния измеряются в эклиптической системе небесных координат) и А. экваториальные (дуговые расстояния измеряются в экваториальной системе координат). Кроме того, в последние годы разрабатыва-ется использование А. в горизонтальной системе координат. Ведутся также споры по поводу возможности измерения кратчайшего расстояния между планетами, т.е. исследования А. в плоскости, задаваемой непосредственно самой парой планет и земным наблюдателем. Особым случаем являются мунданные аспекты, которые рассчитываются пропорционально размерам домов гороскопа. Значимость плоскостей обращения Луны и планет как систем отсчёта дуговых А. исследована слабо. В более узком смысле дуговой А. - это определённое характерное отношение между лучами двух небесных тел, достигающими Земли (или Солнца в гелиоцентрической астрологии), или между лучом и чувствительной точкой, измеряемое по эклиптике. Очевидно, первоначально (в античной астрологии) дуговые А. были близки к А. положения: они не измерялись непосредственно между самими планетами, а рассчитывались по эклиптике между знаками/домами, в которых эти планеты располагаются. Выделялись А. соединения (планеты в одном знаке), оппозиции (планеты в противоположных знаках), тригоны (планеты в знаках одной стихии), квадратуры (через два знака на третий), секстили (через один знак) и несоединения (соседние знаки и через четыре знака на пятый). Так, планета в любой точке Тельца считалась образующей квадратуру ко всем планетам в Водолее и Льве. Этот принцип в достаточно видоизменённом виде был унаследован индийской астрологией (см. Аспект (II)). Однако в западной астрологии данный принцип уступил место принципу орбисов (см.), основанному на анализе взаимодействия самих планет, а не их знаков; стали вводиться новые А., не кратные 30±, получила распространение концепция гармоник. Подробнее см. Аспект зодиакальный, Аспект экваториальный.
II. Дришти (санскр. drishti). В индийской астрологии: влияние одной планеты на другую планету, стоящую в определённом доме гороскопа (по системе Знак-Дом). В западной астрологии понятию А. нет точных соответствий. Аспектирующая планета передаёт некоторые свои качества аспектируемой планете и аспектируемому дому. Напр., если Марс, планета действия, имеет А. от Юпитера, планеты благочестия, то этот А. будет в общем случае указывать, что человек совершит какие-либо благочестивые дела. Кальянаварман ("Саравали") указывает, что планета, находящаяся под воздействием аспекта благотворной планеты, делает человека богатым, приятным, красивым, имеющим хорошую репутацию и высокое положение. А. подразделяются в зависимости от силы своего воздействия на 4 уровня. Максимальную силу имеет А. к планетам, стоящим в противопо-ложном доме (7-м, считая от аспектирующей планеты). Так, Солнце в XI доме аспектирует любую планету в V доме, и при этом само воспринимает А. от планет из V дома. А., имеющий 3/4 от максимальной силы, образуется к планетам в 4-м и 8-м домах, считая от аспектирующей планеты. К примеру, Луна из II доме аспектирует V и IX дома гороскопа. Половину максимальной силы имеют А. к 5-му и 9-му домам относительно аспектирующей планеты. 1/4 максимальной силы имеют А. к 3-му и 10-му домам от аспектирующей планеты. Т.о., далеко не всегда имеет место взаимная аспектация: одна планета может аспектировать другую, не получая при этом А. от неё. В этом заключается одно из ключевых отличий в понимании А. по сравнению с западной астрологией. Однако система А. усложняется тем, что приведённая выше классификация А. по силе модифицируется в случае Марса, Юпитера и Сатурна. Считается, что Сатурн наиболее силён, аспектируя 3-й и 10-й дома (относительно своего положения); Марс сильнее всего действует на 4-й и 8-й дома; Юпитер (а также Раху и Кету) - на 5-й и 9-й дома. При этом их А. к 7-му дому не так сильны. Многие астрологи (особенно использующие индийскую систему А. на Западе) учитывают только А. максимальной силы.

Планета

Аспекты максимальной силы

Солнце
Луна
Меркурий
Венера

Воздействуют на 7-ой дом относительно своего положения

Марс на 4-й, 7-ой и 8-ой дом относительно своего положения
Юпитер
Раху
Кету
на 5-й, 7-ой и 9-й дом относительно своего положения
Сатурн на 3-й, 7-ой и 10-й дом относительно своего положения

Лит.: *1. Varahamihira's Brihat Jataka. *2. Хопке Т. Ведическая астрология. *3. Braha J.T. Ancient Hindu Astrology for the Modern Western Astrologer.

Аспектарий
(лат. aspectorium - "таблица аспектов") - раздел астрологических эфемерид, в котором в хронологическом порядке указаны дуговые аспекты, формирующиеся в течение определенного периода времени (суток, месяца и т.п.).
Лит.: *1. Becker U. Lexicon der Astrologie. *2. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia.

Аспектация - совокупность дуговых аспектов планеты или другой чувствительной точки гороскопа.

Аспект зодиакальный,
аспект эклиптический - I. В широком смысле: угловое расстояние между двумя точками астрологической карты, измеренное в эклиптической системе координат (по долготе эклиптической lambda и широте beta).
II. В более узком смысле: определённое значимое угловое расстояние между двумя точками карты по эклиптической долготе или широте. А.з. указывают на существование взаимного влияния между двумя точками карты. О происхождении системы А.з. см. Аспект (I). А.з. по широте, используемые в астрологии, - параллель и контра-параллель. Они образуются, когда две точки гороскопа имеют равную широту по абсолютному значению. А.з. по долготе подразделяют на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные А.з. задаются дугой между двумя точками гороскопа (прежде всего, Солнцем, Луной, Асцендентом, Серединой Неба). Воспроизведение индивидуального А.з. с орбисом менее 1± в транзитах, прогрессиях и т.д. той же планетарной парой служит условием наступления соответствующих событий. В принципе возможно и выделение индивидуальных А.з. по широте. Универсальные А.з. образуются, когда дуга между двумя точками гороскопа составляет целое число элементарных дуг, полученных при делении окружности на числа натурального ряда (называемые порождающими числами). Такие А.з. усиливают и модифицируют проявления задействованных точек гороскопа. Большинство современных западных астрологов используют универсальные А.з., порождённые числами от 1 до 12 (многие из них исключают аспекты, порождённые числами 7 и 11, т.к. их дуга не составляет целого числа градусов). Рассмотрим набор аспектов, порождаемых каждым числом.
Число 1: аспект соединение - 0± (360±; 1/1 окружности).
Число 2: оппозиция - 180± (1/2 окружности).
Число 3: трин (тригон) - 120± (1/3 окружности).
Число 4: квадратура (квадрат) - 90± (1/4 окружности).
Число 5: квинтиль - 72± (1/5), биквинтиль - 144± (2/5).
Число 6: секстиль - 60± (1/6).
Число 7: септиль - 51±25.71' (1/7), бисептиль - 102±51.43' (2/7), трисептиль - 154±17.14' (3/7).
Число 8: полуквадрат - 45± (1/8), полутораквадрат - 135± (3/8). Число 9: нонагон - 40± (1/9), бинонагон - 80± (2/9), кварнонагон - 160± (4/9).
Число 10: дециль - 36± (1/10), тридециль - 108± (3/10).
Число 11: ундециль - 32±43.64' (1/11), биундециль - 65±27.27' (2/11), триундециль - 98±10.91' (3/11), кварундециль - 130±54.55' (4/11), квинтундециль - 163±38.18' (5/11).
Число 12: полусекстиль - 30± (1/12), квиконс (квинкункс) - 150± (5/12).
Универсальные А.з., порожденные числами, большими, чем 12, используются в некоторых астрологических системах, в частности, в гармонической астрологии, в методике космических посвящений, предложенной А.Подводным (тердециль - 1/13, квардециль - 1/14, квиндециль - 1/15, седециль - 1/16, септдециль - 1/17, полунонагон - 1/18, нон-дециль - 1/19, вигинтиль - 1/20 и их кратные), а также в случае макроаспектов, малых аспектов и микроаспектов. Особым типами А.з. являются т.наз. золотые аспекты и каббалистические аспекты.
В основу классификации А.з. могут быть также положены:
1. Система отсчёта: геоцентрическая, гелиоцентрическая (теоретически возможно использование и других систем отсчёта, напр., селено-центрической).
2. Характер проявления: а) мажорные (основные) и минорные (второстепенные) А.з.; б) явные и скрытые А.з.; в) постоянные и дискретные А.з.
3. Качество аспекта (тип энергии): бытовые А.з. (соединение, гармоничные аспекты, напряжённые аспекты) и феноменальные А.з. (твор-ческие аспекты и кармические аспекты).
4. Точность орбиса: точные аспекты и широкие аспекты.
5. Динамические факторы: аппликация и сепарация.
6. Циклический фактор: правосторонние и левосторонние А.з.
7. Длительность действия аспекта: аспекты медленных планет (I) и аспекты быстрых планет (I).
8. Аспекты между точками одного гороскопа и аспекты между точками двух разных карт (см. Синастрия).
Для определения относительной силы А.з., проявленности планет в аспектах, а также для определения преобладающего типа А.з. существуют различные системы коэффициентов (см. Сила аспектов). Астрология изучает не только отдельно каждый А.з. в карте, но и их взаимодействие - косвенные аспекты, конфигурации аспектов.
Рек.лит.: * Подводный А. Общая астрология. Аспекты. - М., 1989. * Аспекты натальной астрологии: Учебное пособие./ Под ред. Б.Израите-ля. - М.: ЦАИ, 1993. * Глоба П. Анализ и синтез космограмм. - Л.: Тритас, 1991. * Сакоян Ф., Эккер Л. Большой учебник астрологии./ Пер. с англ. - М., 1992. * Величко Ф. Планетарные аспекты в натальной карте и повседневной жизни. - Барнаул: АСГАРД, 1993. * Хемблин Д. Карты гармоник. Понимание и использование принципа гармоник в астрологических интерпретациях./ Пер. с англ. А.Вольпяна. - М.: ЦАИ, 1994. * Ватан Г. Канон математической аспектологии.// Российская астрология. - 1995. - N 6.
Лит.: *1. Астрологический толковый словарь. *2. Левин М. Лекции по астрологии. Начальный курс. *3. Полонская Е. Аспекты.// Методи-ческие пособия по астрологии. I курс, 2-й семестр. *4. Глоба П. Ана-лиз и синтез космограммы. *5. Подводный А. Каббала чисел. *6. Под-водный А. Общая астрология. Аспекты. *7. Аспекты натальной астрологии: Учебное пособие./ Под ред. Б.Израителя. *8. Хемблин Д. Карты гармоник. *9. Израитель Б. Астрология новой эры.// Российский астро-логический журнал. - 1991. - N1. *10. Маркина Н. Об интерпретации некоторых аспектов.

Аспектированная планета -
I. Планета, имеющая дуговой аспект с другой чувствительной точкой гороскопа (планетой, угловой точкой, жребием и т.п.). В узком смысле под А.п. понимается планета, имеющая мажорный аспект с одной из больших планет. От характера аспекта и природы планеты, находящейся с А.п. в аспекте, зависит степень "благотворности" или "злобности" А.п. II. В прогнозных методиках: планета радикса, к которой прогностическая точка формирует дуговой аспект. См. Промиссор (II).

Аспект Мессии,
аспект пророка - троекратное соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб, происходившее в 7 - 6 гг. до н.э. и, согласно оккультной традиции, бывшее знамением рождения Иисуса Христа. А.М. является одним из объяснений феномена Вифлеемской звезды.
Лит.: *1. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь. *2. Йог Рамачарака. Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство.

Аспект экваториальный,
мунданный аспект - дуговой аспект между двумя чувствительными точками астрологической карты (планетами, куспидами домов, неподвижными звёздами и т.д.), измеренный в экваториальной системе координат (по прямому восхождению alpha и склонению delta). Обычно считается, что астрологически значимыми являются аспекты между точками, имеющими равную по модулю координату склоне-ния (+/- 1±), - параллель и контрапараллель. В принципе, при астрологическом использовании небесного экватора в качестве основной системы координат возможно перенесение на А.э. всей системы классификаций аспектов зодиакальных.

Аспект эклиптический - то же, что и аспект зодиакальный.

Ассоциация Астрологического Взаимодействия
(англ. The Association for Astrological Networking; сокр. AFAN) - крупная общественная аст-рологическая организация, зарегестрированная в шт.Калифорния (США). Её деятельность направлена на налаживание взаимодействия между аст-рологами всего мира, на борьбу за права астрологов, на исправление образа астрологии, сложившегося в средствах массовой информации. AFAN сформировалась как альтернатива нового поколения астрологов старейшей астрологической организации США - Американской Федерации Астрологов (AFA) в конце 1970-х - 80-х гг. В 1980 г. была сформирована APA - Association for Professional Astrologers (англ. "Ассоциация Профессиональных Астрологов"), которая не продержалась долго, но ознаменовала собой начало движения. В 1982 г. во время конференции AFA родилось название AFA Network. С тех пор движение активно занимается правами астрологов, созданием открытого информационного пространства, изданием Бюллетеня и ежегодника "Гид", наблюдением за прессой и многими другими заботами астрологического сообщества. В июле 1984 г. состоялись первые выборы Управляющего Комитета AFAN. AFAN вннесла много ценных инициатив в концепцию Объединённого Астро-логического Конгресса, впервые организованного в 1986 г. В 1987 г. аббревиатура была наполнена новым - современным содержанием, и AFAN больше не связывала себя с AFA. 29 января 1988 г. в 14:12 PST в Сан-Франциско организация была зарегестрирована как Благотворительное учреждение. Главные цели AFAN: способствовать практике и защите прав всех людей на свободу совести и слова применительно к теории, приложению и публикациям астрологических знаний; способствовать астрологическому образованию общества; способствовать астрологическим исследованиям и поддерживать их важность и значимость; развивать и изучать возможности Взаимодействия (Networking) как новой формы децентрализованного, неиерархического общения и сотрудничества; на основании демократических принципов и процедур добиваться того, чтобы Взаимодействие служило и было доступно всем желающим; изучать способы и пути включения различных точек зрения и обращённость к различным проблемам и видам деятельности; исследовать и развивать пути достижения консенсуса в организации с тем, чтобы решать проблемы гармонично.
Лит.: *1. Кто есть кто в астрологии.// Астрологический бюллетень Омега Клуба, Российского отделения ISAR и АРК. - Лето 1995. - N3.2. *2. Astrology 1995/6. The Free Yearbook of Worldwide Astrology.

Ассоциации звёзд - см. Звёздные скопления.

Аста - см. Хаста.

Астар,
Истар (`ttr, `str, `tr) - древнесемитское астральное божество, олицетворение планеты Венера, мужская параллель Астарты и Иштар. В йеменской мифологии А. - верховное божество, единственный древнесемитский бог, который сохранил своё имя и функции в этой мифологии и почитался во всех государствах Древнего Йемена. А. был богом войны, грозным и сильным, и одновременно - богом-защитником, хранителем домов, гробниц, надписей. Он являлся и богом плодородия и орошения. Священные животные А. - антилопа (объект ритуальной охоты и частый мотив декора) и, вероятно, бык. Символы А. - копьё, рука и дверь, иногда - монограмма имени. Видимо, он же, наряду с богом Луны, символизировался широко распространённым в Древнем Йемене изоб-ражением диска (Венеры?) над лежащим серпом Луны. С сер. I тыс. до н.э. А. постепенно вытесняется с позиции верховного божества местными богами, но он продолжал почитаться до V в. н.э., т.е. дольше, чем другие йеменские божества. См. Астральные мифы.
Лит.: *1. Астар.// Мифы народов мира.

Астарта -
I. (`ttrt, `strt). В западносемитской мифологии - олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. А. - древнесемитское божество, которому соответствуют Иштар в ассиро-вавилонской мифологии и Астар (мужская параллель). А. считалась, видимо, супругой западносемитского Астара. Она воспринималась как владычица коней и колесниц, богиня сражений и, вероятно, связывалась с морем и водной стихией. А. считалась и богиней-исцелительницей. А. почиталась также в Египте, Карфагене и на Кипре. В эллинистический период А. отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной. См. Астральные мифы.
Лит.: *1. Шифман И. Астарта.// Мифы народов мира.
II. (Astarte). Малая планета (астероид) номер 672. Абсолютная звёздная величина 11.1m. Большая полуось орбиты a=2.557 а.е. Эксцен-триситет e=0.134, наклон орбиты i=11.142. Период обращения 4.088 г., среднее движение за сутки - 0.2411±. Диаметр - ок. 19 км. Этот астероид назван в честь Астарты (I). Символ А. - шестиуголь-ная звезда Венеры. Астрологическая характеристика по В.Веташу - Те-лец/Марс. А. символизирует воинствующую любовь, первозданную силу эмоций; чувственные инстинкты и материальный аспект любви; стихию желаний и сексуальность; завоевание своего места в жизни, формирование личной основы существования. Как отмечает Ли Леман, в гороскопе эта малая планета действует подобно Венере, " но Венера более милостива, а А. более материальна. Что касается сексуальности, в этом они схожи".
Лит.: *1. Семира,. Веташ В. Астероиды и мировая астрология. *2. Леман Л. Книга по астероидам.// [1]. *3. Семира, Веташ В. Астрология и мифология. *4. Эфемериды малых планет на 1995 г. *5. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia.

Астеризм
(asterism, от греч. aster - "звезда") - I. До середины XVII в. - синоним термина созвездие. II. Часть фигуры созвездия (напр., Хвост Большой Медведицы и Щит Ориона) или заметное скопление звёзд (напр., звёздные скопления Плеяды и Гиады), имеющее собственное название. Наиболее часто в современной литературе встречаются следующие А.: Гиады в созвездии Тельца; Голова Горгоны в созвездии Персея; Голова Дракона в созвездии Дракона; Квадрат Пегаса в созвездиях Пегаса и Андромеды; Ослята в созвездии Рака; Плеяды в созвездии Тельца; Пояс Ориона в созвездии Ориона; Северная Рыба в созвездии Рыб; Южная Рыба в созвездии Рыб. А. использовались в древности для более точного указания положения звезды в созвездии, а также потому, что звёзды, составляющие отдельные части некоторых созвездий, имеют различный характер астрологического влияния. Так, например, звёзды, расположенные на теле Скорпиона, считались отличными по своему влиянию от звёзд, расположенных в его жале.
Лит.: *1. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь. *2. The International Encyclopedia of Astronomy./ Edited by P.Moore. III. Редко употребляемый термин, обозначающий совокупность трёх зодиакальных знаков одной стихии. См. Тригон (II). Лит.: *1. deVore N. Encyclopedia of Astrology. IV. То же, что и Стоянка Луны.

Астерион (Asterion, греч. "звёздный") - неподвижная звезда, бета Гончих Псов. См. Хара.

Астероиды
(asteroid - "звездоподобный", от греч. aster - "звезда" и eidos - "вид"), малые планеты, планетоиды - планеты Солнечной системы, отличающиеся от остальных планет малыми размерами (диаметр примерно от 1 до 1000 км). В отличие от ядер комет, А. имеют каменистый состав, вещество поверхности многих А. по составу аналогично метеоритам.
После того как в 1772 г. немецкий учёный И.Тициус предложил эмпирическую формулу для больших полуосей планетных орбит, согласно которой между орбитами Марса и Юпитера должна располагаться ещё одна планета (см. Фаэтон (I)), на конгрессе астрономов в 1796 г. был принят проект её поисков.
Первый из А. (Цереру) открыл 1.01.1801 итальянский астроном Дж.Пиацци. В 1802 - 1807 гг. были открыты ещё три А. - Паллада, Юнона и Веста. Пиацци предложил именовать новых членов Солнечной системы планетоидами (т.е. планетообразными), а У.Гершель - астероидами (т.е. звездоподобными) - из-за отсутствия у них видимого диска.
Ещё в XIX в. было выдвинуто несколько теорий о возникновении А. Г.Ольберс пытался объяснить их возникновение, предположив, что на расстоянии 2.8 а.е. от Солнца двигалась большая планета Фаэтон, которая взорвалась, и множество её осколков продолжает двигаться в окрестности её орбиты. У.Леверье считал, что А. образуются и в современную эпоху, сгущаясь из космического вещества под действием сил тяготения. У.Гершель предполагал, что А. могут образовываться из комет. В 1950-х гг. американский астрофизик Дж.Койпер выдвинул гипотезу, что кольцо А. образовалось в результате дробления примерно 10 крупных первичных тел; на протяжении первой половины истории Солнечной системы произошло несколько столкновений, лишь потом, после увеличения числа осколков, столкновения в кольце А. стали обычным делом. Следовательно, кольцо А. - молодое образование. Э.Эпик (Сев.Ир-ландия), исследуя А. в окрестностях земной орбиты, установил, что динамическое время жизни этих А. очень мало по сравнению со временем существования Солнечной системы. Это означает, что для поддержания этой популяции А., приближающихся к земной орбите, должен существовать источник, поставляющий новые тела к орбите Земли. Доставка их из колец А. в силу устойчивости их орбит маловероятна. Поэтому Эпик выдвинул идею о том, что большинство тел, приближающихся к Земле, являются не истинными А., а лишь кометными ядрами, растерявшими запасы летучих веществ.
Согласно наиболее общепринятой на данный момент гипотезе, планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля и Марс) выросли в результате объединения тел, подобных А., - планетезималей; а процесс формирования планеты в поясе А. был приостановлен на стадии более мелких тел из-за гравитационных возмущений со стороны массивного Юпитера, увеличивших относительные скорости тел в зоне А. В результате объединение тел при столкновениях сменилось их дроблением. Эта теория впервые была выдвинута в 1954 г. О.Ю.Шмидтом.
А. подразделяются на несколько классов. Самые многочисленные - класс тёмных С-астероидов и класс значительно более светлых S-астероидов. Обнаружено, что А. разных классов движутся на разных гелиоцентрических расстояниях.
А. классифицируются также по видам орбит. Большинство А. (98%) движется по орбитам с большой полуосью 2.1 - 4.3 а.е. с малыми эксцентриситетами (от 0 до 0.2, редко до 0.4) и малыми наклонами к плоскости эклиптики (обычно от 5 до 10±), образуя т.наз. кольцо А. между орбитами Марса и Юпитера. На один оборот вокруг Солнца они затрачивают от 3 до 9 лет. Структура кольца А. определяется в основном возмущениями планет, заметно изменяющими орбиты А., вызывая их прецессию, осцилляцию с различными периодами и др. В распределении перигелиев орбит чётко выражена концентрация в направлении перигелия Юпитера - указание на преобладающую роль возмущений, вызываемых Юпитером. Орбиты А. располагаются так, чтобы возмущения были минимальными.
Далее, А. делятся на две группы: плоская подсистема (А. с наклоном орбит меньше 8±) и сферическая подсистема (больше 8±).
А. известны также и за пределами кольца (например, две многочисленные группы А.-греков (ок. 700 А.) и А.-троянцев (ок. 200 А.), движущихся примерно по орбите Юпитера). В последние годы обнаружены А., орбиты которых проходят ещё дальше, даже за орбитой Плутона (см. "Кентавры", Пояс Койпера). Существуют и такие А., орбиты которых имеют большие наклоны (до 68±) и эксцентриситеты. Среди них есть мелкие А., приближающиеся к орбите Земли (группа Амура) или проникающие внутрь земной орбиты (группа Аполлона). Часть аполлонцев, имеющая большую полуось орбиты меньше или равную 1 а.е., называется группой атонцев. Под действием планетных возмущений многие из этих А. кочуют из одной группы в другую. Возможны их столкновения с Землёй, которые приводят к образованию астроблем. Такие А. проходят вблизи Земли с разных её сторон и, в отличие от А. кольца (которые видны в полосе зодиакальных созвездий), они проецируются в самые различные места вплоть до полюсов мира. Согласно оценкам, ожидаемое число всех А. с диаметром > 1 км и с орбитами, скрещивающимися с орбитой Земли, должно превышать 1300. Ряд учёных серьёзно обеспокоены опасностью столкновения крупного А. с Землёй. Так, по данным NASA, для современного человека вероятность умереть в результате подобного столкновения в 6.6 раза выше, чем вероятность смерти в авиакатастрофе. Создана специальная служба слежения за близкими А., разрабатывается комплекс программ предотвращения их столкновения с Землёй.
Дробление А. при столкновениях определило ещё одну характерную черту системы А.: существование семейств, т.е. групп А. с близкими значениями больших полуосей орбит и их освобождённых от планетных возмущений (собственных) эксцентриситетов и наклонов. Выявлено свыше 50 семейств, охватывающих более 40% всех А. Самое большое семейство Флора включает 259 членов. Нередко масса крупнейшего члена семейства много больше суммарной массы всех остальных членов. Наложив дополнительные ограничения - близость собственных перигелиев и долгот восходящего узла, - шведский астрофизик Х.Альвен выделил в семействах меньшие группы, названные им "струйными потоками". Т.к. собственные долготы А. существенно изменяются за тысячи лет, то потоки должны быть молодыми образованиями. Иными словами, дробление А. продолжается в настоящее время.
Неправильная форма обломков - причина периодических колебаний блеска многих А. По этим колебаниям блеска А. оценена скорость их вращения. Периоды вращения крупных А. заключены между 5 и 20 ч (меньшие А., по-видимому, вращаются немного быстрее). Оси вращения ориентированы в пространстве, по-видимому, случайно. Только немно-гие, самые крупные, А. имеют прямое вращение (Церера, Паллада, Веста), т.е. вращаются в ту же сторону, что и Земля.
За первыми четырьмя открытыми А. утвердилось название "большой четвёрки". В 1860 г. было известно 62 А., в 1870 - 109, в 1880 - 211. В 1923 г. число нумерованных А. (к этому времени номера давались только А. с хорошо определёнными орбитами) достигло 1000. К настоящему времени идентифицировано уже около 6000 А. Общее число А. оценивается в сотни тысяч, а их суммарная масса - в 4*10Е18 тонн. Число А. растёт по мере уменьшения их размеров.
Открытая малая планета получает сначала предварительное обозначение (состоящее из года открытия и двух латинских букв, первая из которых - номер полумесяца года, в котором произошло открытие, а вторая буква - порядковый номер открытия в этом полумесяце. Для первой буквы не используются буквы "I" и "Z", а для второй - "I"). После уверенного определения орбиты А. получают номер и название. Первые А. получили названия римских и греческих богинь. Первым нарушителем этой традиции стал английский астроном Дж.Р.Хинд. В 1850 г. открытый им А. под номером 12 он посвятил королеве Виктории. На протяжении следующих 20 лет А. получали преимущественно мифологические имена. Порой использовались и римские, и греческие варианты одного и того же персонажа. Также появились имена богинь из скандинавской, египетской мифологии и др. Начали использовать географические названия: 52 Европа, 67 Азия. Пятидесятый А. получил название Виргиния по названию штата США. Новым нарушением стало в 1858 г. название 54-го А. Его первооткрыватель Гольдшмидт впервые посвятил его название мужчине - Александру Гумбольдту, но придал названию вид традиционного: Александра. Лишь М.Вольф решил в открытую присвоить астероиду 342 мужское имя Эндимион.
Теперь каталог названий А. стал своеобразной летописью событий и нравов минувшего времени. Право назвать 250-й А. именем своей жены Беттины купил у первооткрывателя австрийский барон. Малая планета Бруция была названа в честь американки мисс Брус, оказывавшей финансовую помощь астрономам. Позже в традицию вошло увековечивать в названиях А. имена выдающихся учёных, философов, деятелей искусства, национальных героев. Однако и сегодня "божественные" названия получают А. с необычными орбитами: 2060 Хирон, 2062 Атон, 2100 Ра-Шалом, 5145 Фол.
Самые крупные из А.: 1 Церера (диаметр 1003 км), 2 Паллада (608 км), 4 Веста (538 км), 10 Гигия (450 км), 31 Евфросина (370 км), 704 Интерамния (350 км), 511 Давида (323 км), 65 Кибела (309 км), 52 Ев-ропа (289 км), 451 Пациенция (276 км), 15 Эвномия (272 км), 16 Пси- хея (250 км), 48 Дорида (250 км), 92 Ундина (250 км) и 3 Юнона (247 км).
В астрологии А. активно используются некоторыми астрологами, но пока не находят полного признания. Интерес к А. пытался возбудить ещё Алан Лео; первым же астрологом, которому это действительно удалось, была Элеонора Бах (США). В январе 1973 г. она опубликовала первые астрологические эфемериды "Большой четвёрки" и свою интерпретацию действия этих А. Она считала Цереру и Весту управителями знака Девы, а Юнону и Палладу - управителями Весов. Исследования первых четырёх астероидов продолжили Зиппора Добинс и Эмма Белла Донат. И сейчас чаще всего при интерпретации гороскопа используют именно эти четыре А. (см. Фаэтон (I, III)).
Но астрологическое значение имеют и другие А. Для лучшей ориентации их можно по значению объединить в группы и из каждой группы использовать лишь те, которые наиболее актуальны. В соответствии с названиями можно выделить четыре смысловые категории А.
1. А., названные в честь мифологических персонажей и божеств. Согласно своему астрологическому значению, базирующемуся на мифологических сюжетах, которые являются типическими, эти А. связаны с архетипами человеческой психики, менее глобальными и более конкретными, чем основные планеты. Они могут использоваться в области психоанализа для определения ролевых аспектов личностей.
2. К первой группе А. примыкает достаточно немногочисленная груп-па А., названных в честь каких-либо общих понятий: Фидес (вера), Амицития (дружба), Элпис (надежда), Принципия и т.п. Значение их достаточно ясно и может быть использовано практически в любой карте.
3. Большое количество А. носит географические названия: стран, городов и исторических областей. Они могут символизировать отношение человека к тем местам, которые значимы в его судьбе, а также широко используются в мунданной астрологии.
4. А. индивидуального использования, связанные с именами и фамилиями людей: одноимённый А. обозначает в карте человека с таким именем. Часть этих А. названа в честь выдающихся людей - они отражают тот образ, который этот человек оставил в жизни, и могут в личном гороскопе обозначать отношение к тому или иному гению и его наследие в душе конкретного человека.
Среди астрологов - исследователей значения А. можно особо отметить американских астрологов Деметру Джордж и Дугласа Блоха, Лори Эйфен, Ли Леман, Марту Ланг-Уэскотт и Джекоба Шварца.
Дж.Шварц отмечает, что названия А. могут указывать на отношения между людьми, между определёнными регионами, между людьми и регионами. Это справедливо даже для А., которые открыты и названы задолго до того, как такие связи возникли на Земле. То, что выглядит всего лишь совпадением в названиях А., соотносится с земными событиями не меньше, чем планетарные воздействия, и сочетание очень личных названий астероидов с рассмотрением значений планет сделает портрет личности гораздо богаче.
Л. Леман предлагает следующие методы работы с А.:
1. Следить за использованием имени А. в обычной жизни. Например, А. Аполлон может "всплыть" в карте человека, занимающегося космической программой "Аполлон".
2. Использовать мифологическую информацию как руководство для понимания значения А. Но следует ознакомиться не только с многочисленными интерпретациями, но также с сутью самого мифа.
3. Использовать историческую информацию, относящуюся к имени А. Это помогает уловить развитие идеи символа.
4. Метод, связанный с первыми тремя, - работа с различными картами для отслеживания действия А.
Очень плодотворным может оказаться также изучение астрономической информации, связанной с А.: физические особенности, расположение орбиты, наличие других А. с подобными орбитами и т.п.
В приведённой ниже таблице указаны А., которым посвящены отдельные статьи Энциклопедии.

Номер Название (русское) Название (международное) Номер Название (русское) Название (международное)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
103
105
109
111
112
113
114
118
120
128
134
140
144
146
149
151
155
185
193
204
212
221
224
227
232
236
239
244
245
250
251
252
258
259
260
268
269
270
271
273
274
275
280
294
309
307
315
342
358
359
367
370
380
388
389
399
407
408
Церера
Паллада
Юнона
Веста
Астрея
Геба
Ирида, Ирис
Флора
Метида
Гигея, Гигиея
Парфенопа
Виктория
Эгерия
Эйрена, Ирена
Эвномия, Евномия
Психея
Фетида
Мельпомена
Фортуна
Массалия
Лютеция
Каллиопа
Талия
Фемида
Фокея
Прозерпина
Евтерпа
Беллона
Амфитрита
Урания
Евфросина
Помона
Полигимния
Цирцея, Кирка
Левкотея
Аталанта
Фидес
Леда
Летиция
Гармония
Дафна
Исида, Изида
Ариадна
Ниса, Низа
Евгения
Гестия
Аглая
Дорида, Дорис
Палес
Виргиния
Немауса
Европа
Калипсо
Александра
Пандора
Мелета
Мнемозина,Мнемосина
Конкордия
Элпис
Эхо
Даная
Эрато
Аусония, Авзония
Ангелина
Кибела
Майя
Азия
Лето
Гесперия
Панопея
Ниоба
Ферония
Клития
Галатея
Эвридика
Фрейя
Фригга
Диана
Эвринома
Сапфо
Терпсихора
Алкмена
Беатрикс
Клио
Ио
Семела
Сильвия
Тисба
Юлия
Антиопа
Эгина
Ундина
Минерва
Аврора
Аретуза, Аретуса
Эгла
Клото
Ианта
Дике
Геката
Гера
Артемида
Фелицитас
Ата, Ате
Ифигения
Амальтея
Кассандра
Пейто
Лахезис, Лахесис
Немезида, Немесис
Софросина
Шива
Вибилия
Люцина
Медуза
Абунданция
Сцилла
Эвника
Амброзия
Каллисто
Медея
Эос
Океана
Философия
Россия
Гонория
Адрастея
Сита
Вера
Беттина
София
Клементина
Тихе
Алетейя
Губерта
Адорея
Юстиция
Анахита
Пенфесилея
Атропа, Атропос
Филагория
Сапиенция
Филия
Фелиция
Фратернитас
Ника
Констанция
Эндимион
Аполлония
Георгия
Амицития
Модестия
Фидуция
Харибда
Индустрия
Персефона
Арахна
Фама
Ceres
Pallas
Juno
Vesta
Astraea
Hebe
Iris
Flora
Metis
Hygiea
Parthenope
Victoria
Egeria
Irene
Eunomia
Psyche
Thetis
Melpomene
Fortuna
Massalia
Lutetia
Kalliope
Thalia
Themis
Phocaea
Proserpina
Euterpe
Bellona
Amphitrite
Urania
Euphrosyne
Pomona
Polyhymnia
Circe
Leukothea
Atalante
Fides
Leda
Laetitia
Harmonia
Daphne
Isis
Ariadne
Nysa
Eugenia
Hestia
Aglaja
Doris
Pales
Virginia
Nemausa
Europa
Kalypso
Alexandra
Pandora
Melete
Mnenosyne
Concordia
Elpis
Echo
Danaё
Erato
Ausonia
Angelina
Cybele
Maja
Asia
Leto
Hesperia
Panopaea
Niobe
Feronia
Klytia
Galatea
Eurydike
Freia
Frigga
Diana
Eurynome
Sappho
Terpsichore
Alkmene
Beatrix
Klio
Io
Semele
Sylvia
Thisbe
Julia
Antiope
Aegina
Undina
Minerva
Aurora
Arethusa
Aegle
Klotho
Ianthe
Dike
Hekate
Hera
Artemis
Felicitas
Ate
Iphigenia
Amalthea
Kassandra
Peitho
Lachesis
Nemesis
Sophrosyne
Siwa
Vibilia
Lucina
Medusa
Abundantia
Scylla
Eunike
Ambrosia
Kallisto
Medea
Eos
Oceana
Philosophia
Russia
Honoria
Adrastea
Sita
Vera
Bettina
Sophia
Klementina
Tyche
Aletheia
Huberta
Adorea
Justitia
Anahita
Penthesilea
Atropos
Philagoria
Sapientia
Philia
Felicia
Fraternitas
Nike
Constantia
Endymion
Apollonia
Georgia
Amicitia
Modestia
Fiducia
Charybdis
Industria
Persephone
Arachne
Fama
424
431
433
443
446
451
464
465
474
480
490
494
499
532
567
577
580
584
588
593
600
601
623
627
638
639
652
660
665
672
676
679
682
685
722
763
771
780
781
787
798
808
830
849
875
877
881
889
895
896
902
944
946
949
975
1009
1027
1036
1042
1067
1078
1108
1143
1181
1184
1198
1221
1282
1284
1306
1351
1388
1421
1464
1488
1489
1541
1554
1566
1589
1603
1629
1679
1685
1709
1808
1809
1810
1812
1862
1864
1865
1866
1870
1912
1915
1923
1924
1930
1943
1980
2020
2041
2046
2063
2082
2095
2101
2102
2112
2146
2155
2170
2174
2178
2212
2273
2304
2315
2329
2340
2419
2469
2566
2574
2577
2579
2584
2597
2598
2668
2698
2720
2736
2787
2791
2815
2832
2938
3361
3554
3606
3671
3681
3811
3989
4250
4341
4401
4415
4450
4486
4581
4660
4847
5145
5335
Грация
Нефела
Эрот, Эрос
Фотографика
Этернитас
Пациенция
Мегера
Алекто
Пруденция
Ганза
Веритас
Виртус
Венузия
Геркулина
Элевтерия
Рея
Селена
Семирамида
Ахиллес
Титания
Муза
Нертус
Химера
Харита, Харис
Мойра
Латона
Юбилатрикс
Кресцентия,Кресценция
Сабина
Астарта
Мелитта, Мелисса

Пакс
Агарь
Гермия
Фрида
Купидон
Либера
Армения
Картвелия
Москва
Руфь
Мерксия
Петрополитана
Ара
Нимфа
Валькирия
Афина
Эриния
Гелиос
Сфинкс
Пробитас
Гидальго
Поэзия
Хель
Персеверанция
Сирена
Эскулапия
Ганимед
Амазона
Лунария
Мента
Деметра
Одиссей
Лилит
Гея
Атлантида
Амур
Утопия
Латвия
Скифия
Узбекистания
Афродита
Эсперанто
Армистиция
Аура
Аттила
Эстония
Югославия
Икар
Фанатика
Нева
Пекер
Неванлинна
Торо
Украина
Беллерофонт
Прометей
Эпиметей
Гильгамеш
Аполлон
Дедал
Цербер, Кербер
Сизиф
Главк
Анубис
Кецалькоатль
Осирис, Озирис
Гор
Люцифер
Антерот, Антерос
Тескатлипока
Укко
Ланселот
Ленинград
Бахус
Галахад
Парсифаль
Адонис
Тантал
Ульянов
Стентор
Вотан
Белоруссия
Асмодей
Казахстания
Гефест
Ярило
Славия
Чехословакия
Орф
Хатор, Хатхор
Молдавия
Таджикистан
Киргизия
Ладога
Литва
Спартак
Туркмения
Артур
Мерлин
Татария
Азербайджан
Петр Первый
Опс
Товарищ
Парадиз
Сома
Лада
Хопи
Орфей
Амон
Похъёла
Дионис
Боян
Карма
Один
Перун
Посейдон
Адити
Эхнатон
Пан
Митра
Асклепий
Нерей
Аменхотеп
Фол
Дамокл
Gratia
Nephele
Eros
Photographica
Aeternitas, Eternitas
Patientia
Megaira
Alekto
Prudentia
Hansa
Veritas
Virtus
Venusia
Herculina
Eleutheria
Rhea
Selene
Semiramis
Achilles
Titania
Musa
Nerthus
Chimaera
Charis
Moira
Latona
Jubilatrix
Crescentia
Sabine
Astarte
Melitta

Pax
Hagar
Hermia
Frieda
Cupido
Libera
Armenia
Kartvelia
Moskva
Ruth
Merxia
Petropolitana
Ara
Nymphe
Walkure
Athene
Erynia
Helio
Sphinx
Probitas
Hidalgo
Poёsia
Hel
Perseverantia
Sirene
Aesculapia
Ganymed
Amazone
Lunaria
Mentha
Demeter
Odysseus
Lilith
Gaea
Atlantis
Amor
Utopia
Latvia
Scythia
Uzbekistania
Aphrodite
Esperanto
Armisticia
Aura
Attila
Estonia
Yugoslavia
Icarus
Fanatica
Neva
Pecker
Nevanlinna
Toro
Ukraina
Bellerophon
Prometheus
Epimetheus
Gilgamesh
Apollo
Daedalus
Cerberus
Sisyphus
Glaukos
Anubis
Quetzalcoatl
Osiris
Horus
Lucifer
Anteros
Tezcatlipoca
Ukko
Lancelot
Leningrad
Bacchus
Galahad
Parsifal
Adonis
Tantalus
Ulyanov
Stentor
Wodan
Byelorussia
Asmodeus
Kazakhstania
Hephaistos
Yarilo
Slavia
Czechoslovakia
Orthos
Hathor
Moldavia
Tadjikistan
Kirghizia
Ladoga
Litva
Spartacus
Turkmenia
Arthur
Merlin
Tataria
Azerbajdzhan
Pyotr Pervyj
Ops
Tovarishch
Paradise
Soma
Lada
Hopi
Orpheus
Amun
Pohjola
Dionysius
Boyan
Karma
Odin
Perun
Poseidon
Aditi
Echnaton
Pan
Mithra
Asclepius
Nereus
Amenhotep
Pholus
Damocles

Отметим, что несмотря на глубокие астрологические исследования, интерпретация практически любого из А. далека от однозначности и нуждается в серьёзной доработке и экспериментальной проверке.
Рек.лит.: * Эфемериды астероидов. 1883 - 1999./ З.Добинс и др. Пер. с англ. О.Матвеевой. В 2-х кн. - М.: ЦАИ, 1995. * Семира, Веташ В. Астероиды и мировая астрология. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994. * Симоненко А.Н. Астероиды. - М.: Наука, 1985. * George D., Bloch D. Asteroid Goddesses: The Mythology, Psychology and Astrology of the Reemerging Feminine. 2nd ed. - San Diego, California: ACS, 1990. * Lang-Wescott M. Mechanics of the Future: Asteroids. Revised ed. - Conway: Treehouse Mountain, 1991. * Donath E.B. Asteroids in the Birth Chart. 2nd ed. - Dayton, Ohio: Geminian Institute, 1979. * Donath E.B. Asteroids in Midpoints, Aspects & Planetary Pictures. - Tempe, Arizona: AFA, 1982. * Ephemeride: Der Asteroiden Ceres, Pallas, Juno, Vesta und von Cheiron, Isis. 1850 - 2050. - Hamburg: ASTRON, 1988. * Press N.G. Personal Name Asteroids. - San Diego: ACS, 1987. * Kowal Ch.T. Asteroids: Their Nature and Utilization. - Chichester, West Sussex: Ellis Horwood Limited, 1988.
Лит.: *1. Вайсберг В. Астрономия для астрологов. *2. Семира, Ве-таш В. Астероиды и мировая астрология. *3. Джордж Д. Богини астерои-дов.// [2]. *4. Леман Л. Книга по астероидам.// [2]. *5. Семира, Ве-таш В. Астрология и мифология. *6. Донас Э.Б. Системы астрологи-ческих домов. *7. Шварц Дж. Астероиды на небе и мы на земле.// Ура-ния. - 1992.- N 2-3. *8. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь. *9. Астрологический толковый словарь. *10. Быстрова В. Астероиды. Лекции. *11. БСЭ. *12. Физика космоса. 13. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia. *14. Эфемериды малых планет на 1995 г. *15. Куталёв Д. Астрономические открытия и астрология.// Исследования в астрологии. - 1996. - N4.

Астеропа -
I. (Asteropa, от греч. Sterope, Asterope - "вспышка молнии"), Стеропа. Неподвижная звезда 5.76m видимой звёздной величины. 21 Тельца, девятая по яркости звезда в рассеянном звёздном скоплении М45 (Плеяды). Спектральный класс B8 V. Астрономическое положение на эпоху 2000.0: AR=03ч45.9м; D=+24±33'; Long=059±44'23"; Lat= +04±33'45". Самостоятельного астрологического значения А. не имеет. См. Плеяды.
Лит.: *1. Атлас звёздного неба. *2. Вайсберг В. Астрономия для астрологов. II. (Asterope). Малая планета (астероид) номер 233. Открыта 11 мая 1883 г. астрономом Борелли. Лит.: *1. Энциклопедический словарь./ Изд. Ф.Брокгауз, И.Ефрон.

Астральные мифы -
мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). Это понятие более широкое, чем астролатрия, т.к. только часть астральных мифов носит религиозный характер.
В типологически ранней группе А.м. звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах идёт речь об охоте на животных. Очень характерный в этом плане пример - представления эвенков. В их мифологии небо - это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу Солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются, как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия - как охотник (или три охотника), иногда - как мифический медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантом эвенкийского А.м. предстаёт как лосёнок, Млечный Путь - как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Согласно представлениям бушменов (Южная Африка), одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звёзды.
Характерная черта А.м. - наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. В А.м. индейцев Южной Америки одно из созвездий предстаёт как Тапир, другое (Орион или Плеяды) - как части тела расчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела с каким созвездием (или звёздой) соотносится. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством А.м., в которых выступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (в Гайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В основных чертах эта система близка системе, существовавшей в Древнем Вавилоне, где на ней было основано выделение 12 знаков Зодиака, позднее перенятое греческой традицией и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживают сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими - с одной стороны, американскими индейскими - с другой. Во всех этих системах, которые могут быть либо результатом независимого параллельного развития, либо следствием диффузии одного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению к древнекитайскому циклу из 12 животных, сложившемуся, по-видимому, под влиянием западноазиатского), на основе А.м. была построена закономерная картина движения небесных светил, описывавшихся посредством символов-животных.
В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное светило (планета). Особое значение придавалось планете Венера, она почиталась всеми семитами в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и любовью (см. Инанна, Астар, Иштар, Астарта). Культ семитского божества Астара оказал влияние на другие народы того же культурного круга, о чём свидетельствует и проникновение семитского слова в соседние языки (в частности, индоевропейские: хеттское haster - "звезда", греч. aster - "звезда", astron - "созвездие"). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрёл значение "небо", "бог" (читалось an, dingir; ср. шумерский бог неба Ан). Заимствования другими народами Евразии шумеро-аккадской терминологии, связанной с А.м., и символики знаков Зодиака показывает, что шумеро-аккадские А.м., связанные с систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд, оказали большое влияние на культуру других народов.
Вместе с тем, культ звёзд развивался и самостоятельно в различных регионах мира. Так, в Древней Корее существовала вера в священные звёзды, с которыми связывались судьбы людей. Крупные звёзды считались символами великанов, героев, мудрецов, а мелкие - символами простых смертных. В средние века особенно почитались духи звёзд Но-инсон (кит. Шоу-син) и Тхэбэксон (кит. Тай-бо), созвездия Большая Медведица (Пукту чхиль сонсин) и Южной Полярной звезды (Намгык). У чукчей к числу небесных (верхних) существ относятся 22 "направления", в т.ч. зенит, полдень, Солнце, надир (отождествлённый с тьмой и полуночью), Полярная звезда. Звёзды и созвездия у палеоазиатских народов (чукотско-камчатской группы) часто представляются людьми: Арктур - это предводитель звёзд, Альтаир - одно существо, которое раньше было родоначальником племени, Орион - горбатый стрелок из лука, а созвездие Льва - его жена; Солнце - богатый ездок на белых оленях, а Луна - солнце злых духов.
В А.м. выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот А.м. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды - Собачий Хвост или Собака - известно в Риме и Древней Индии и, по-видимому, является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространение имеет образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки), встречающийся как в шумеро-аккадской мифологии и во всех древних традициях, продолжающих индоевропейскую мифологию, так и в древнекитайской и в некоторых американских индейских (бороро) мифологиях.
В значительном числе архаических мифологий звёзды или созвездия описываются как предметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. Древние ингушские мифы связывают происхождение Млечного Пути и трёх звёзд (Вега, Денеб, Альтаир), составляющих на небе треугольник, с дочерью бога грома и молнии Села, девушкой необычайной красоты, вышедшей замуж за небожителя. Млечный Путь - это след от соломы, которую она пронесла для брачного ложа. Перед тем, как выйти из дома за соломой, она подготовила из теста треугольный хлеб и сунула его в золу с угольками, чтобы он испёкся. Пока она ходила, два угла хлеба сгорели, уцелел лишь один. И теперь на небе видны три звезды, из которых одна (Вега) намного ярче двух других. В мифологии ненцев звёзды - озёра на "земле", которая служит для людей небосводом (эта "земля" является самым нижним из семи небес). В кетской мифологии и мифологии селькупов звёзды считаются корнями деревьев, которые растут на "верхнем небе". По представлениям ненцев, видимое человеком небо - это "небесная шкура", закрывающая настоящее небо, звёздами просвечивающее через отверстия в ней.
Чрезвычайно распространённым мотивом А.м. является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звёзд. Например, в греческой мифологии Большая Медведица - это Каллисто (превращённая Герой в медведицу, а затем Зевсом - в созвездие); созвездие Волопас - взятый на небо Триптолем (вариант - Икарий), созвездие Девы - взятая на небо Эригона (варианты - Астрея, Дике), Плеяды - семь сестёр - дочерей Атланта, и т.д. У кетов известно созвездие "Кузнецы" (по-видимому, соответствует созвездию Кассиопеи), о котором рассказывается, что семь (у кетов - священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время, когда "Земля росла", т.е. в самом начале мироздания); внезапно они оказались на небе и превратились в созвездие. В мифологиях американских индейцев широко распространён мотив "жены небесного светила". В мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать жёнами двух звёзд (или Солнца и Луны), но не выполняют запрета не смотреть вниз на землю и поэтому погибают или вынуждены уйти с неба. Согласно другим вариантам мифа, жёны звёзд сами превращаются в созвездия. Широко распространены объяснения парных звёзд близнечными мифами. В греческой мифологии происхождение созвездия Близнецов связывается с мифом о Диоскурах. В австралийских дуалистических мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его брате Палиане рассказывается, что они живут на небе, причём их отождествляют со звёздами Кастор и Поллукс. По-видимому, сходная проекция дуальной организации племени на небо имеет место и у кетов, которые считают Малую Медведицу звездой дуальной половины Qent'aen, Большую Медведицу - звездой дуальной половины "Огненных людей" (Bogd iget koh - "звезда огненного человека"). Рассказывалось, что в охоте на лося, благодаря которой произошли эти созвездия, участвовал первый огненный человек.
Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев. Согласно селькупскому мифу, Млечный Путь - это "дорога небесного Ия", или "тропинка Ия". Герой этого А.м. - Ий отправлялся в путь, когда дул холодный восточный ветер; Ий, плохо одетый, совсем замёрз; идя по небу, он оставлял следы, образовавшие Млечный Путь. Аналогично в кетских А.м. Млечный Путь описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба (Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыря Альбэ, преследовавшего злую богиню, или первого шамана Доха, поднимавшегося этой дорогой к Солнцу.
Часто во взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом двух или более мифологических персонажей (напр., в мифах индейцев Центральной Бразилии) или усматривали изображение какого-либо мифологического сюжета (напр., в греческой мифологии расположение созвездия Орион, движущегося по небу за Плеядами, объяснялось мифом об охотнике, преследовавшем дочерей Атланта; Кассиопея, Цефей, Персей, Андромеда, Кит, Пегас - группа созвездий, объединённых мифом о Персее и Андромеде).
Во многих случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки, объясняющие частую связь одного и того же (или сходного) А.м. с одним и тем же созвездием у разных народов (причём в ряде случаев можно предположить вполне независимое развитие, как в приурочении созвездия Близнецов к близнечному мифу в Австралии, у народов Древнего Ближнего Востока и прилегающих областей Европы). Красноватый цвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений, связанный с богом войны: классификационная роль небесного светила определялась его особенностями.
Для типологически ранних А.м. характерно большое значение, которое придавалось неподвижным звёздам. Так, согласно австралийским мифологическим представлениям, не только дождь и холод, но и солнечное тепло зависит от Плеяд (особая роль этого созвездия отмечается и в южноазиатских мифах, в частности, раннеиндийских; следы их предполагаются и в символике печатей из Мохенджо-Даро). Согласно поверьям ойрат-калмыков, число звёзд на небе равно числу людей на земле (каждый человек имеет свою звезду), а появление метеора говорит о чьей-то смерти (ср. связь астрального культа с образом дзаячи - божества судьбы в мифологии монгольских народов). В Армении со звёздами был тесно связан культ предков. Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность.
История А.м., общие черты которых могут объясняться не только общностью признаков созвездий, звёзд и планет, но и диффузией некоторых комплексов представлений (что весьма вероятно по отношению к вавилонским А.м.), тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений о звёздном небе. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи начиная с IV тыс. до н.э., когда в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке   вплоть до Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, например, Стоунхендж в Англии (II тыс. до н.э.), интерпретируются учёными как древние обсерватории. Вавилонские зиккураты - храмовые сооружения, использовавшиеся и для наблюдения за звёздами, могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморской ранней культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесных светил. Давно отмеченное сходство вавилонских А.м. и соотносимых с ними символов (знаков Зодиака) с другими аналогичными может объясняться как прямым вавилонским влиянием (что вероятно по отношению к греческой и некоторым ближневосточным традициям), так и связью с ещё более ран-ними культурами средиземноморского круга. В античную эпоху вавилонское воздействие можно предположить в отношении этрусских А.м. Основным источником для их изучения является (наряду с известиями у римских авторов и некоторыми образцами этрусского искусства) бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченцы, представляющая собой модель неба с нанесёнными на него именами божеств, каждому из которых соответствует определённый участок неба. В этрусских А.м., как и в других испытавших вавилонское влияние, обнаруживается систематизация, которая позволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздном небе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к становлению астрологии (см. Вавилонская астрология, Индийская астрология). Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности комет) характерна для всего европейского и арабского Средневековья, когда оформляется астрология как особая дисциплина, соединившая традицию А.м. с астрономическими знаниями.
А.м. (чаще всего через посредство астрологии) оказали воздействие на художественное творчество писателей Европы конца средних веков и начала Нового времени (французский поэт Ф.Вийон, английский поэт XVII в. Дж.Донн, У.Шекспир, позднее  И.В.фон Гёте). В последующий период образы, сходные с А.м., встречаются (возможно, в качестве архетипических) у символистов.
Лит.: *1. Иванов В. Астральные мифы.// Мифы народов мира.

Астральный
(лат. astralis) - I. Связанный со звёздами (чаще всего мистически), исходящий от звёзд. II. Эпитет точек гороскопа, не существующих на физическом плане, а представляющих собой определенные точки орбит физических тел (Чёрная Луна, узлы Луны и планет). III. В оккультизме: имеющий отношение к астральному телу.

Астрей
(от греч. astron - "звезда") - в греческой мифологии: титан, олицетворение звёздного неба. А. вместе с Эос породили ветры: Борея, Нота и Зефира, а также звёзды (Гесиод, "Теогония")
Лит.: *1. Мифы народов мира.

Астрея
(Astraea, лат. "звёздная дева") - малая планета (астероид) номер 5. Открыта 8 декабря 1845 г. немецким астрономом-любителем, почтовым чиновником из Дрездена Карлом Людвигом Хенке. Видимая звёздная величина А. в близком и далеком противостоянии 8.5 - 10.5m. Абсолютная звёздная величина 6.85m. Большая полуось орбиты a=2.5745 а.е. Сидерический период обращения 4.14 лет, средний синодический период - 481.71 дня. Среднее движение за сутки - 0.2386±. Эксцент-риситет орбиты 0.1909, наклон i=5.357. Диаметр А. - 117 км. Символ А. - восьмилучевая звезда. В древнегреческой мифологии А. - дочь Зевса и Фемиды или Астрея и Эос, называемая также Дике; богиня справедливости, сестра Стыдли-вости, обитавшая среди счастливых людей золотого века. Затем испор-ченность людских нравов заставила А. покинуть землю и вознестись на небо, где она (согласно "Метаморфозам" Овидия) почитается под именем созвездия Девы. Астрологическая характеристика астероида А. по В.Веташу и Семире - Дева/Уран. Эти исследователи указывают, что А. символизирует чистоту и безупречность, категоричность и абсолютизм, отстранённость от мира и попытку переделать несовершенство реальности. Положение А. в гороскопе определяет образ неземного идеала. Барри Мак-Кенна (США) в текстовой части выпущенных им эфемерид А. отмечает, что А. представляет наиболее важные личные потребности, за которые натив должен нести исключительную ответственность. Вместе с тем, потребности, связанные с этим астероидом, могут достаточно легко игнорироваться при наличии других нужд и внешних воздейcтвий.
Рек.лит.: * McKenna B. The Astraea Minor Planet Ephemeris. - Newtonwille, Massachusetts: Astraea Publ., 1991.
Лит.: *1. Вайсберг В. Астрономия для астрологов. *2. Тахо-Годи А. Астрея.// Мифы народов мира. *3. Семира, Веташ В. Астероиды и мировая астрология. *4. Семира, Веташ В. Астрология и мифология. *5. Эфемериды малых планет на 1995 г. *6. Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia. *7. The International Encyclopedia of Astronomy./ Ed. by P.Moore.

Rambler's Top100