ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

История астрологии (Учебное пособие) - ГЛАВА 2. Определение понятия "астрология"



Прежде чем приступить к изложению основных этапов истории астрологии, следует определить, что, собственно, мы будем понимать под термином "астрология".

Сразу отметим, что общепринятого определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких десятков. Достаточно адекватным представляется определение, предложенное современным американским исследователем Робертом Хэндом: "Астрология - наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве/времени при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами".

Отставляя в сторону довольно спорный вопрос о "научности" астрологии, подчеркнём несколько важных моментов, связанных с данным определением.

Во-первых, определение Р.Хэнда не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую соотнесённость между событиями разного масштаба.

Во-вторых, астрология - не астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности. Небесные констелляции воспринимались зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. Уместным будет сравнение звёздного неба с циферблатом часов или шкалой термометра: мы можем прочитать показания этих приборов о состоянии мира вокруг нас, но из этого не следует, что данные приборы живые и что время сейчас именно такое из-за того, что часы его показывают.

В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом. Детерминистская сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы клиент стал над "фатумом", взял управление своей жизнью в свои руки. Как справедливо заметил Цицерон, "Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?" ("О дивинации", II, 20).

В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения. Отметим, что в разные эпохи встречаются убеждённые астрологи, которые не занимаются предсказаниями и воспринимают астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, стремящихся не вылечить пациента от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрет.

Обсудив различные аспекты, связанные с определением астрологии, которое предложил Р.Хэнд, отметим, что ряд исследователей (вслед за Р.Бертело и Д.Радьяром) трактуют термин "астрология" в более широком смысле, связывая его с понятием космического мироощущения. Д.Радьяр писал: "История астрологии - это история трансформации отношения человека к Природе - к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, "человеческой" природе...". Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как наука) является лишь порождением определённой фазы данного процесса. Для изучения истории астрологической мысли этот, более широкий, вариант понимания термина "астрология" являются весьма важным.

Наконец, некоторые историки науки придерживаются третьей трактовки понятия "астрология". Они отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звездам, астральные мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним будущих событий. Мы видим, что здесь имеет место наиболее узкое понимание термина "астрология".

Следовательно, когда задаётся вопрос: "Когда и где возникла астрология?" - мы должны вначале понять, какого определения астрологии придерживается человек, задавший этот вопрос. Если мы говорим об астрологии как её понимали Бертело и Радьяр, то она имеет такую же древнюю историю, как само человечество, и место её возникновения определить практически невозможно. Если мы воспользуемся определением Хэнда, то чёткого ответа на этот вопрос вообще дать невозможно. С одной стороны, события на Земле стали выражать языком небесной символики ещё в глубокой древности (о чём свидетельствуют многие мифы). Но с другой стороны, в определении Хэнда фигурирует слово "наука", которое весьма осложняет ситуацию - ведь до сих пор не прекращаются споры о том, что считать наукой (многие считают, что астрология как наука даже на сегодняшний день ещё не сформировалась). Наконец, если считать астрологией только учение о гороскопах, то ответ будет следующим: гороскопы и предсказание по ним событий появились в V в. до н.э. в Двуречье, полностью оформившись в эпоху эллинизма (III в. до н.э. - III в. н. э.). Примерно в это же время, независимо от вавилонско-эллинистического влияния, астрологические системы были разработаны индейцами Месоамерики, а также, возможно, друидами на севере Европы. Но подробнее об этом - в следующих главах.

Во избежание путаницы, при изложении материала в данной книге будут использоваться следующие рабочие определения:

Астрологией мы будем называть учение о соотнесённости земных ритмов с космическими и о возможности объяснения земных явлений (их моделирования) через небесные явления. Когда мы будем находить это учение в той или иной культуре в чётко сформулированном виде и с разработанными правилами его применения, мы будем говорить о развитых астрологических системах.

Представления о мире, на которых основана астрология и которые исторически ей предшествуют (!), мы будем называть астрологическими представлениями. Мироощущение, естественной составной частью которого являются эти представления, мы, соответственно, будем называть астрологическим мироощущением.

Учение о математически рассчитанных гороскопах и их интерпретации мы будем называть гороскопной астрологией.

К вопросу об определении понятия "астрология" мы ещё вернёмся в главе "История основных направлений астрологии".

* * *

Хотя данная книга не посвящена анализу места астрологических представлений в менталитете различных народов, следует вкратце перечислить основные взгляды на мир, его устройство и на место человека в этом мире, на которых базируется астрология. Такой перечень будет нам необходим для объяснения генезиса астрологии. Можно выделить следующие основные астрологические представления:

  • принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений);
  • принцип аналогии. В пространственном аспекте это принцип подобия микрокосма и макрокосма: всякая сущность (более узко - человек) подобна миру в целом. Временной аспект принципа аналогии - принцип прогрессий; прогрессиями в астрологии называется один из основных методов прогноза, в основе которого лежит постулат о соотнесённости временных интервалов различного масштаба: например, часто используемая прогрессия "день за год" определяет основные тенденции пятидесятого года жизни человека по расположению планет на пятидесятый день после рождения этого человека;
  • принцип полярности, взаимодействия мужского (активного) и женского (пассивного) начал как основы всего существующего в мире;
  • нумерологические концепции (представления о мистике чисел);
  • представление о четырёх или пяти основных стихиях, присутствующих во всём;
  • принцип цикличности;
  • представление о космической иерархии;
  • принцип деления неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение;
  • принцип значимости имён и названий (астрологическое значение планет связано с их названиями).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

* Хэнд Р. Утверждение Астрологии как научной дисциплины.// Журнал ЕАФ НСГИ. - Зима 1996.

* Силецкий В. Превратности лахесис (доля-случай-рок).// Понятие судьбы в контексте разных культур./ Науч. совет по истории мировой культуры. - М.: Наука, I полугодие 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ.

1. Каково определение астрологии по Р.Хэнду?
2. Считает ли астрология небесные светила одушевлёнными?
3. Является ли астрология системой предсказаний?
4. Подразумевает ли астрология полную предопределённость человеческой жизни?
5. Когда возникла астрология?
6. Перечислите основные астрологические представления. <…>

Rambler's Top100