ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

История астрологии (Учебное пособие) - Глава 1 Введение в тему. Мифическое и реальное в истории астрологии



Астрология, учение о взаимосвязи земных и небесных событий, - это интереснейшая область знаний, которая сопровождает человека на протяжении всей истории. Это древнейшее учение было популярно и в государствах Древнего Востока, и у индейцев Месоамерики, и в средневековой Европе, и в странах ислама. На протяжении тысячелетий астрология считалась серьёзной наукой и оказывала большое влияние на самые разные области культуры: от искусства до политики, от религии до культуры быта.

Многие историки начала нашего века были бы весьма удивлены, узнав, какой всплеск интереса к астрологии переживает современное общество. Учёные рубежа XIX - XX вв. в большинстве своём уверенно делали вывод: подъём интереса к астрологии во времена Ренессанса был последним. Они считали, что эта "лженаука" окончательно умерла в результате открытий в астрономии и физике (сделанных Коперником, Кеплером, Бэконом, Ньютоном, другими учёными) и уже никогда не сможет возродиться. Такое мнение разделяли, в частности, французские учёные К.Фламмарион (известный астроном и историк астрономии) и А.Буше-Леклерк (исследователь мантических техник древности и автор солиднейшего труда по истории астрологии), а также русский знаток культуры античности Ф.Ф.Зелинский (название его работы об астрологии - "Умершая наука" (1901) - говорит само за себя). Однако именно на рубеже XX века интерес к астрологии начал неуклонно расти, достигнув своей максимальной величины в наши дни, в результате чего (нравится нам это или нет) астрология стала неотъемлемым фактором жизни современного общества.

К сожалению, литература, посвящённая истории астрологии, не отличается полнотой и далеко не всегда содержит достоверную информацию. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, большинство обзорных работ посвящено истории т.наз. "западной астрологии" (в них обычно проводится историческая последовательность: Месопотамия - античность - Византия - арабский мир - Западная Европа), тогда как другие регионы мира, в которых возникали самобытнейшие астрологические системы, остаются вне поля зрения.

Во-вторых, многие авторы работ об астрологии придерживаются крайних позиций, что порой приводит к искажению фактов: они либо являются апологетами мистики, не стремясь проверять достоверность излагаемого материала, и всячески преувеличивают значимость астрологии и непогрешимость конкретных астрологов, либо, наоборот, являются яростными противниками учения о звёздах, что также становится причиной их необъективности. В целом, задача авторов подобных работ - доказать истинность или ложность астрологии, а не бесстрастно изложить материал. Это привело к созданию многих ложных стереотипов и мифов, не имеющих ничего общего с реальной историей астрологии. Упомянем лишь несколько подобных легенд.

Среди пропагандистов астрологии особенно популярны следующие мифы:

* ГОРОСКОПЫ БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ В ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, УЖЕ ВО ВРЕМЕНА БУДДЫ И ПИФАГОРА). Однако первые известные упоминания о записи положений планет в момент рождения или зачатия относятся лишь к концу V в. до н.э., а первые настоящие гороскопы (т.е. расчёт положений планет в знаках Зодиака и домах, который может сопровождаться интерпретацией) датируются I в. до н.э.

* ОДНИМ ИЗ ПИОНЕРОВ АСТРОЛОГИИ БЫЛ ПИФАГОР, ПОЧЕРПНУВШИЙ СВОИ ЗНАНИЯ У МУДРЕЦОВ ВОСТОКА. ЕГО ФИЛОСОФИЯ "МИСТИКИ ЧИСЕЛ" СТАЛА ОСНОВОЙ УЧЕНИЯ ОБ АСПЕКТАХ. Но во времена Пифагора греки практически ничего не знали об астрологии. Легенды о путешествиях Пифагора на Восток, судя по всему, также являются недостоверными. "Философии чисел" у Пифагора современные исследователи не находят. Идеализация и субстанциализация чисел появляется в философии пифагорейцев лишь десятилетия спустя после смерти основателя их школы. А изучением аспектов в связи с порождающими их числами впервые занялся лишь Иоганн Кеплер (1571 - 1630).

* ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ И ЯПОНСКОЙ АСТРОЛОГИИ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЛЕТ. ЦИКЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (60-летний цикл т.наз. "восточного гороскопа") БЫЛ ВВЕДЁН В 2637 Г. ДО Н.Э. Однако первые достоверные сведения о китайских астрологах датируются I тыс. до н.э. Наиболее древние известные астрологические трактаты в Китае были созданы в IV в. до н.э. Хотя отсчёт 60-летних циклов из 10 "стволов" и 12 "ветвей" и ведётся в китайской традиции с 2637 г. до н.э., но на самом деле он начал использоваться лишь в конце династии Хань, т.е. во II - III в. н.э. Что касается истории японской астрологии, то она вообще начинается только в эпоху Средневековья.

* В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ СУЩЕСТВОВАЛА РАЗВИТАЯ АСТРОЛОГИЯ. ЕГИПЕТСКИЕ ЖРЕЦЫ ВЕЛИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕБОМ ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Легенды о глубокой древности египетской астрологии начали распространяться уже в античности. Астрономические наблюдения в Древнем Египте начали вестись с IV тыс. до н.э. Однако астрологические знания египтян вплоть до времён походов Александра Македонского были весьма примитивными. Расцвет астрологии в Египте впервые произошёл лишь в эпоху эллинизма, во II - I вв. до н.э. Самый ранний известный гороскоп на египетском языке датируется 39 г. до н.э.

* ОРИГИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИНДИЙСКОЙ АСТРОЛОГИИ - ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ В МИРЕ. ПРОГНОЗЫ ИНДИЙСКИХ АСТРОЛОГОВ, ОСОБЕННО ПО СИСТЕМЕ "НАДИ", АБСОЛЮТНО ТОЧНЫ. Ещё в первой половине I тыс. до н.э. астрономические и астрологические знания индийцев были довольно примитивны. В V - IV вв. до н.э. в Индию проникли концепции месопотамского календаря и астрологии предзнаменований, а идея составления гороскопов стала известна в Индии лишь в первые века н.э. через переводы трактатов греко-египетских астрологов. Точность прогнозов индийских астрологов вполне сопоставима с точностью их европейских коллег. Система "Нади", как отмечают даже сторонники индийской астрологии, часто с большой точностью описывает прошлое человека, но в прогнозах редко достигает подобной точности в деталях.

* ЕВРЕЙСКАЯ И ПЕРСИДСКАЯ (ЗОРОАСТРИЙСКАЯ) АСТРОЛОГИЯ БЫЛИ ОТДЕЛЬНЫМИ МОГУЧИМИ ВЕТВЯМИ НА ДРЕВЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ О ЗВЁЗДАХ. Как показывает анализ астрологических текстов Средневековья, существовал общий стандартный набор астрологических техник, которым (с небольшими вариациями) пользовались практически все астрологи Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Средней Азии - и зороастрийские, и мусульманские, и иудейские, и христианские.

* ВСЕ УЧАСТНИКИ СЪЕЗДА РОССИЙСКИХ АСТРОЛОГОВ 1929 Г. БЫЛИ ФИЗИЧЕСКИ УНИЧТОЖЕНЫ; ОДНАКО АСТРОЛОГИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПРОДОЛЖАЛА ТАЙНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ: ПРИ СТАЛИНЕ БЫЛИ ДАЖЕ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕКРЕТНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ. Достоверных сведений ни о съезде астрологов, ни о репрессиях на астрологов в 1929 г., ни о сталинских лабораториях нет. К сожалению, практически вся история советской астрологии до 1960-х гг. является сплошным вымыслом.

А вот другие мифы, возникшие, скорее, наоборот, в стане противников астрологии:

* АСТРОЛОГИЮ НЕ ПРИНИМАЛИ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ УМЫ ВСЕХ ЭПОХ. На самом деле, начиная с рубежа н.э. и кончая эпохой Нового времени, реальность астрологических воздействий считалась несомненным фактом как среди европейских, так и среди азиатских мыслителей. Критические голоса раздавались в основном против профанации науки астрологии различными шарлатанами, против конкретных астрологических техник или против "ненаучных" предсказаний отдельных астрологов. Вплоть до XVI в. отрицание астрологии как таковой воспринималось скорее как эксцентричная выходка, чем как научное мнение. В ряде стран Европы астрология была университетской дисциплиной до начала XIX в., а странах Азии (как, например, в Индии) является ею и до сих пор.

* ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ АСТРОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СУЩЕСТВОВАЛО (ВПЛОТЬ ДО ЭПОХИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ). Христианизация Европы вела к уничтожению языческих верований, среди которых, несомненно, были и астрологические представления. Сохранилось мало сведений о дохристианской астрологии в Европе. Известны лишь отдельные упоминания и позднейшие реконструкции такой интересной системы, как астрология кельтских и галльских жрецов - друидов. Другие народы, очевидно, также имели астрологические знания. После христианизации Европы доминирующей стала греко-римская система астрологии, хотя общий упадок наук после падения Западной Римской империи привёл и к упадку науки о звёздах. (Отметим, что в Восточной Римской империи - Византии - астрология не теряла популярности). В тех регионах Европы, которые не входили в Византийскую империю, тормозящим фактором было отсутствие новых астрономических таблиц. Но неверно было бы говорить, что астрология исчезла. Фундаментальное руководство по астрологии, написанное сицилийцем Фирмиком Матерном в IV в., не было забыто и продолжало изучаться по крайней мере до начала XII в. Астрология сочеталась с религией в учении последователей испанского епископа Присциллиана (конец IV - VI вв.). В начале VI в. пособие по астрологии было написано знаменитым римским философом Боэцием. В 1-й пол. VII в. протекала деятельность Пеллита, астролога короля Нортумбрии. Рубеж VIII - IX в. ознаменовал начало длительного повального увлечения астрологией во Франкском государстве, а в X в. на латынь начали переводиться исламские астрологические трактаты. Таким образом, можно говорить о спаде интереса к астрологии в раннесредневековой Европе, но никак не о её исчезновении.

* В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ АСТРОЛОГИ АКТИВНО ПРЕСЛЕДОВАЛИСЬ ИНКВИЗИЦИЕЙ. На самом деле астрология сама по себе никогда не считалась несовместимой с христианством. В отдельных странах (напр., во Франции) бывали периоды неприятия астрологии, не касавшиеся христианского мира в целом. Лишь папской буллой 1586 г. астрологам были запрещены отдельные действия (например, прогнозы, касающиеся папы и церкви). До этой даты занятия астрологией никак не преследовались инквизицией. Первый среди весьма немногочисленных случаев, когда астролог был сожжён на костре, - это дело Чекко д'Асколи (1327). Однако он пострадал не по причине своих занятий астрологией или еретических взглядов (его сочинения содержали общепринятые астрологические концепции того времени), а из-за интриг могущественных врагов. Те отрасли астрологии, которые не пересекались с магией и некромантией, а также не предполагали астрального фатализма, никогда не запрещались католической церковью.

* ИЗВЕСТНЫЙ АСТРОЛОГ ШТЁФФЛЕР ПРЕДСКАЗАЛ, ЧТО В 1524 Г. БУДЕТ ВТОРОЙ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ЧТО ПРИВЕЛО К БОЛЬШОЙ ПАНИКЕ В НАРОДЕ. ОДНАКО В ЭТОМ ГОДУ НЕ БЫЛО ОСОБЫХ КАТАКЛИЗМОВ, А В РЯДЕ РЕГИОНОВ ЕВРОПЫ ДАЖЕ БЫЛА ЗАСУХА. В действительности Штёффлер в комментариях к своим эфемеридам в 1499 г. лишь писал о том, что в феврале 1524 г. все семь планет сойдутся в водном знаке Рыб, образуя многократные соединения. Идея о том, что скопление планет в водном знаке приведёт к потопу, была кем-то домыслена впоследствии. Сам Штёффлер, чтобы пресечь подобные слухи, выпустил в 1523 г. трактат, в котором активно отрицал возможность глобального наводнения в 1524 г. Многие другие выдающиеся астрологи того времени также опубликовали ряд работ против слухов о потопе. Большинство астрологов сходились во мнении, что 1524 г. просто будет весьма дождливым. И действительно, сохранившиеся метеорологические записи подтверждают, что практически во всей Италии это был год сильнейших гроз и проливных дождей; в Германии и Франции данный год также сохранился в памяти людей как очень влажный.

* ПОСЛЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ АСТРОЛОГИЯ ПРИШЛА В ПОЛНЫЙ УПАДОК. В КОНЦЕ XVII ВЕКА АСТРОЛОГИЯ В ЕВРОПЕ ПРАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗЛА. ЛИШЬ К КОНЦУ XIX В. НАЧАЛОСЬ ОЖИВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАЗЛИЧНЫМ ОККУЛЬТНЫМ НАУКАМ. В действительности, можно говорить лишь о том, что в XVII в. астрология потеряла статус науки (и то не повсеместно), но популярность её в народе при этом нисколько не уменьшилась. XVII в. справедливо называют "золотым веком астрологии" в Англии: в это время работало множество астрологов-консультантов, выпускалась масса астрологической литературы - как популярной, так и для профессионалов. В 1700 г. в Лондоне начал издаваться самый популярный ежегодный астрологический альманах - "Vox stellarium", успех которого с течением времени не ослабевал, а даже увеличивался. Так, в 1770 г. тираж "Vox stellarium" был свыше 100 тыс. экз., а в 1839 г. он достиг 560 тыс.экз. Даже в конце XIX в. он продолжал успешно выдерживать конкуренцию со стороны более новых альманахов Рафаэля (выпускается с 1820 г.), Задкиеля (начал выходить в 1830 г.) и др. Истории о блистательных шарлатанах типа Калиостро и сохранившиеся мемуары XVIII в. (как, к примеру, воспоминания знаменитого Казановы) свидетельствуют о том, что не только простой люд, но и образованный высший свет очень живо интересовался астрологией и тайными науками. В XVIII в. астрология продолжала преподаваться в университетах Испании, Германии и Польши, она изучалась и распространялась участниками масонского движения (здесь прежде всего следует назвать имя Эбенизера Сибли, автора популярнейшего фундаментального учебника по астрологии, который впервые вышел в 1787 г. и выдержал свыше 12 переизданий). На рубеже XVIII - XIX в. астрология привлекла внимание романтиков (Гёте, Новалиса и др.). В первой половине XIX в. вышел ряд новых руководств по астрологии на английском языке. Таким образом, ещё до начала теософского движения (в 1870-х гг.) в Европе существовала достаточно большая астрологическая активность.

Наконец, говоря о различных мифах, касающихся истории астрологии, хочется упомянуть об исторической концепции, которая стала в последнее время достаточно популярной. Это т.наз. "короткая хронология", предложенная А.Т.Фоменко и др. Её следует коснуться, поскольку данная концепция во многом выстроена на астрономических датировках и сведениях из астрологических и астрономических источников прошлых эпох. Вкратце, её суть в следующем: реальная история нашей цивилизации гораздо короче, чем мы привыкли думать. Фоменко и его единомышленники выявили странные "повторения" в истории, напр., что библейские события имеют свои аналоги в истории средневековой Европы, история династий римских императоров (длительности правлений, обстоятельства смены власти и т.п.) повторилась в истории династий Византии и т.п. Отсюда Фоменко пришёл к выводу, что в действительности одни и те же события, получив у разных хроникёров и летописцев разную оценку, были восприняты более поздними исследователями как разные события и, как результат, оказались соотнесены с разными историческими эпохами. На самом деле, указывает Фоменко, ветхозаветные события, события античной истории и события средних веков - это одни и те же события. К примеру, согласно новой хронологии, Рождество Христово датируется серединой XI в., Вифлеемская звезда соотнесена со вспышкой Сверхновой в 1054 г., а сам Христос отождествлён с Григорием VII (папа Римский в 1073 - 1085). Однако, как бы ни были увлекательны построения сторонников новой хронологии, они не выдерживают проверки, если обратиться к астрономико-астрологическим источникам. Хотя сам Фоменко часто апеллирует к подобным источникам (напр., к звёздному каталогу "Альмагеста" Птолемея, астрологическим изображениям храма в Дендерах или гороскопу легендарного древнейшего императора Китая), он почему-то не обратился к богатейшим сведениям, которые содержатся в дошедших до нас вавилонских, греко-египетских, византийских и арабских гороскопах. Так, известно около 180 греческих гороскопов, и все они чётко датируются первыми пятью веками н.э. Среди них имеются и натальные карты известных исторических личностей. Например, сохранились гороскопы императора Адриана (р. 24.01.76 н.э.) и двух его родственников, которые содержат правильные координаты планет на известные нам даты их рождения. Сохранилась и карта рождения знаменитого философа Прокла, приведённая его учеником Марином в книге "Жизнь Прокла", которая, опять же, содержит правильные данные о положении планет на 8.02.412 н.э. Сторонники Фоменко могут предположить, что все эти гороскопы - фальсификация, что они были на самом деле рассчитаны в более позднюю эпоху. Однако даже к эпохе Нового времени ещё не было настолько точной теории движения планет, чтобы правильно вычислить координаты гороскопа на дату, отстоящую во времени на столько веков назад. Это подтверждает и арабская коллекция гороскопов, составленных на ингрессии Солнца в знак Овна в годы соединений Юпитера и Сатурна. Она восходит к труду знаменитого астролога Маша'аллаха (2-я пол. VIII в.) и содержит карты, начиная с 3301 г. до н.э. На примере данной коллекции прекрасно видно, что гороскопы, составленные на близкие ко времени их составления даты, содержат достаточно точные координаты планет. Но чем дальше в прошлое уходят примеры, тем менее точны координаты. Так, уже в карте, символизирующей возникновение ислама (19.03.571 н.э.), положение Меркурия рассчитано с погрешностью в 16.5±, положение Луны - с погрешностью в 8± и т.д. Таким образом, сохранившиеся гороскопы никак не подтверждают "короткую хронологию". Скорее всего, сторонники данной концепции действительно выявили повторения в ходе истории, определённые циклы, которые могут заинтересовать и астрологов (напр., любопытно, что один из основных "сдвигов" в исторических событиях составляет, по Фоменко, 360 лет).

* * *

Вернёмся к теме литературы по истории астро-логии. Несмотря на то, что на Западе данная тема стала предметом серьёзных научных исследований ещё в XIX в., на русском языке практически не суще-ствует литературы, в которой были бы отражены достижения в этой области. Отдельные ценные све-дения могут быть почерпнуты в трудах по истории астрономии и истории календаря, а также в попу-лярных книгах и статьях (таких, как "Умершая наука" Ф.Зелинского, "История одного заблуждения" Г.Гурева, "Рассказы об астрологии" О.Крушельницкой и Л.Дубицкой, "Звёздный путь аст-рологии" Люстрио, "Астрология с разных точек зре-ния" И.Смирновой). В нашем учебном пособии каждая глава завершается списком рекомендуемой лите-ратуры на русском языке, хотя, как уже было отме-чено, к приводимым в этих источниках сведениям зачастую необходимо относиться с осторожностью.

Среди основных трудов по истории астрологии на иностранных языках следует выделить фундаментальные исследования западных учёных ХХ века: Д.Пингри (он изучал историю "науки о звёздах" в Индии, Иране и Византии), Дж.Нидэма (история науки в Китае), О.Нейгебауэра и Б.Л.Ван-дер-Вардена (вавилонская, греческая и египетская наука), Ф.Крамера (астрология в Древнем Риме), Э.С.Кеннеди (арабская наука), Л.Торндайка (история астрологии и смежных с ней дисциплин в Европе), Э.Хоуи (европейская астрология нового и новейшего времени). В последние десятилетия стали проводиться конференции, посвящённые истории астрологии. Во многом благодаря таким конференциям увидели свет несколько интересных сборников исторических исследований астрологии, выпущенных в Великобритании, Германии и США, в т.ч. "'Astrologi hallucinati'. Stars and the End of the World in Luther's time", "Astrology Science and Society Historical Essays", "History and Astrology. Clio and Urania Confer". К сожалению, ни одна книга подобного рода не была издана на русском языке.

Последние годы ознаменовались появлением англоязычных переводов классических работ по астрологии. Эту деятельность ведут американские астрологи в рамках проекта "Hindsight". Вышли и первые русские переводы этой серии, поэтому людям, интересующимся историей астрологии, становятся доступными оригинальные тексты, написанные авторами эллинистической эпохи и Средневековья.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ.

1. Каковы аргументы сторонников и противников концепции "короткой хронологии"?

2. Назовите имена наиболее известных учёных XX в., занимавшихся историей астрологии.

Rambler's Top100