ВШКА сегодня_

Объявление:

ВШКА продолжает набор на on-line отделение Желающие могут сообщить о своем желании учиться на адрес contact-astrolog@yandex.ru

О Гороскопе Александра Сергеевича Пушкина



pushkin_portrait Когда говорят «Пушкин — это целый Космос», редко подозревают, что эти слова могут иметь прямое толкование. О подобии Космоса и Человека, Макрокосма и Микрокосма говорят все великие учения человечества. Человек — Вселенная в миниатюре, а соотнести Человеческое и Космическое помогает гороскоп. Гороскоп есть ничто иное, как инструмент описания индивидуального Мира — личного Космоса.
Конечно, чтобы убедиться в гениальности Пушкина гороскоп не требуется. Но что кроме гороскопа в состоянии ввести масштабную личность в подобающий ей космический контекст и дать адекватную шкалу для ее оценки. Астрология рассматривает особенности личности с точки зрения универсальных архетипов человеческого существования. Таким образом, появляется возможность создания объективного анализа самых глубинных и субъективных процессов, определяющих индивидуальный характер и судьбу.
Оговоримся, что в нашу задачу не входит дать исчерпывающее толкование гороскопа Пушкина. Размеры статьи не позволяют дать большее, чем попытку астрологической иллюстрации творчества и биографии великого поэта.

 

pushkin_natal

Глава 1
Солнечный знак — Близнецы

Каждый год Солнце проходит все двенадцать знаков Зодиака и 12 раз меняет качество своей энергии, задавая основной тон существования земной жизни. Знак Зодиака, в котором оказалось Солнце в момент рождения человека, описывает Центральное Качество личности, основной источник энергий ее самореализации. Астрологи оперируют множеством других факторов, но Солнце остается главным фокусом внимания , так как оно определяет самые сущностные вещи в человеке — в том числе и тип творческого самовыражения.
В Зодиакальном Круге Близнецы идут третьими после активно действующего Овна (Мужское Начало) и пассивно воспринимающего Тельца (Женское Начало), символизируя взаимодействие между этими полярностями. В Близнецах противоположные качества сочетаются и получают возможность взаимодействия. Их природа двойственна и переменчива — мы всегда застаем их в фазе перехода из одного состояния в другое. Их нельзя найти в определенном месте , они всегда между.( С этой точки зрения Пушкин родился в символическое время — на переходе между веками; к тому же — между весной и летом ; между днем и ночью — на закате)
Мифологический персонаж, иллюстрирующий природу Близнецов, — Меркурий (Гермес) — посланец богов. Меркурий покровительствует всем видам коммуникации, обмена, посредничества. С основной функцией Меркурия — функцией вестника — успешно может справиться только очень подвижное, легкое, , сообразительное, разностороннее существо. Близнецы — это легкость и подвижность, движение без цели — ради самого движения , ради новых впечатлений и контактов:

«Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде посметь немудрено.»

В Близнецах неприкаянность и неукорененность достигает кульминации.

Таков, например, Алеко из «Цыган» :
«Подобно птичке беззаботной,
И он изгнанник перелетной,
Гнезда надежного не знал
И не к чему не привыкал.

Как правило Близнецы обладают даром жить полнокровной жизнью, но не знают, что с этим даром делать. Они остро переживают контраст между своего рода вневременным бытием и необходимостью расти и меняться , получая все новый жизненный опыт. Близнецам соответствует юность — переходной возраст между детским зависимым существованием и самостоятельной зрелостью. Это объясняет многое в поведении Близнецов.
«Он был уже славный по зрелости своего таланта и вместе милый, остроумный мальчик, не столько по летам, как по образу жизни и поступкам своим. Он умел быть совершенно молод в молодости, т. е. постоянно весел и беспечен»(В. Жуковский)
Быть или Становиться — вот в чем вопрос. И Близнецы — прежде всего знак становления. Для них путешествие само по себе важнее, чем пункт назначения. Им суждено провести всю жизнь в пути , но с годами все сильнее желание , наконец , прибыть на конечную станцию. Поэтому слышны от них порой дорожные жалобы:

«Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?..»

Алиса Бейли в «Эзотерической Астрологии» говорит о Близнецах, как о знаке , производящем изменения в пространстве и времени с тем чтобы создать поля опыта для развертывающегося сознания Христа. Здесь мы видим корень стремления Близнецов к разнообразию ощущений и основу их многоплановости. Близнецы очарованы многообразием жизни и обуреваемы жаждой познания всех возможных проявлений внешнего мира.

«В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.»
(К. Бальмонт «Я не знаю мудрости»)

Они ощущают потребность настройки на вечно изменчивую природу. Они поглощены изучением все новых манифестаций Великого Единого. Отсюда свойственная Близнецам поразительная эрудиция, без глубокого знания предмета:
«Пушкин (Александр), 13 лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий нежели глубокий ум... Знания его вообще поверхностны...» (М. С. Пилецкий, надзиратель)

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...»

«Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка...»

Основной инструмент Близнецов — мысль — эманация Всемирного Разума. Благодаря ей все во Вселенной связано, взаимно проникает друг в друга, переливается из одного состояния в другое. Близнецы символизируют рациональный, дискриминирующий ум, который способен познавать себя, отделяясь от окружения.
Близнецы очень нуждаются в том, чтобы установить правильные отношения между окружающей материальной жизнью и своим интеллектом. Не случайно традиционным символом знака являются два брата-близнеца.. В общении между братьями- близнецами происходит наиболее точная первичная настройка интеллекта на среду. Братание окрашено особым смыслом в мировосприятии Близнецов.

«Мы рождены , мой брат названый,
Под одинаковой звездой»
(Дельвигу)

Суть этого знака, однако, в том, что он связан не с материей и не с мыслю, а с взаимоотношениями между материей и умом В символе Близнецов мы находим два существа — одно связанное с плотным миром , другое — с миром тонких форм, мыслеформ. Часто в произведениях Близнецов фигурируют пары характеров , отражающие эту двойственность ( Онегин — Ленский, Штольц — Обломов, Холмс — Ватсон)

И все же Близнецы — знак ориентированный преимущественно на восприятие конкретных фактов внешнего мира. Они всегда предпочтут отдельное общему, конкретное абстрактному. Не удивительно поэтому, что критики часто обвиняют даже серьезных писателей-Близнецов в фрагментарности и поверхностности. Стиль Близнецов чаще всего характеризуется как мозаичный, разбросанный, двойственный:

«Спрашиваем: какая общая мысль остается в душе после Онегина? Никакой. Кто не скажет, что Онегин изобилует красотами разнообразными; но все это в отрывках, в отдельных стихах, в эпизодах к чему-то, чего нет и не будет.»
(Н. Полевой)

«Онегин есть собрание отдельных, бессвязных заметок и мыслей о том, о сем, вставленных в одну раму. Рудник для эпиграфов, а не органическое существо, которого части взаимно необходимы одна для другой»
(Н. Надеждин)

Порой идут еще дальше, обвиняя Близнецов в полной пустоте, отсутствии внутренней глубины, значительности. Внешняя форма без содержания, «кружева свитые вокруг пустоты». Свидетель без оценки, эхо на любой отзвук.

Об этом замечательно сказал сам Пушкин — своеобразный манифест Близнецов:

«Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.»

Надеждин говорил, что самое характерное произведение Пушкина «Граф Нулин» — в нем все и сюжет и мысль основная сведены к нулю.
Но ведь ничто, пустота, вакуум можно рассматривать , как утробу , содержащую в себе в латентном состоянии зародыши всего сущего. Это та пустота , которая одна может давать начало разноликой полноте. Пушкин бесконечно разнообразен и это то, что , пожалуй, сильнее всего отличает его от других великих русской литературы.

«Были души с первоначальным в себе отвращением к многообразию, к разнообразию, с первоначальным сильным и несколько монотонным настроением души. У нас четырех писателей: Лермонтова, Гоголя, Достоевского и, несколько менее, — Толстого, можно очень представить себе монахами; Пушкина — невозможно...»
(Василий Розанов «Темный лик»)

Близнецы , надо отдать им должное, по-своему очень продуктивный знак — они запускают в мир массу новых вещей и идей. Ум их постоянно возбужден потребностью выразить в мириадах форм латентные принципы.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут

Розанов : «Пушкин есть как бы символ жизни: он весь в движении, и от этого-то так разнообразно его творчество. Все, что живет, — влечет его, и подходя ко всему — он любит его и воплощает. Слова его никогда не остаются без отношения к действительности, они покрывают ее и чрез нее становятся образами, очертаниями..»

Во многих эзотерических традициях Близнецов связывают с самой жизнью , появившейся благодаря взаимопроникновению Идеи (мужской принцип = Овен) и Субстанции (женский принцип = Телец). Близнецы, относясь к стихии воздуха, несут созидающее дыхание, которое одушевляет все сущее (вспомним целую галерею оживающих статуй у Пушкина)

Это Вдохновение во всех его видах, его Господь вдул в ноздри Адаму*, дав ему живую душу, оно же пробуждает высшие органы, от которых зависят наши творческие возможности. Воздушная Стихия — естественная «Среда обитания» Близнецов. В непроветриваемом пространстве Близнецы задыхаются:
Петербург душен для поэта; я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу...
(Пушкин — П. Вяземскому)

А. Блок проницательно заметил: «И Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха»

Последние слова Пушкина: «Тяжело дышать, давит!»

* Примечательно, что в Близнецах, в июне — праздник Троицы — схождение Духа на апостолов

Глава 2
Восходящий знак — Стрелец

Небесная сфера со всеми знаками Зодиака, планетами и звездами с точки зрения земного наблюдателя непрерывно вращается относительно «тверди» , подымаясь на востоке и опускаясь на западе. Знак Зодиака, восходящий на востоке в момент рождения человека может объяснить очень многое в характере и судьбе человека. Восходящий знак и Солнечный знак соотносятся как цветной фильтр и лампа. Солнечный знак имеет дело с сердцевиной личности, «независимой» от влияний извне. Восходящий знак описывает более внешний слой человека, непосредственно взаимодействующий со средой. Он регулирует взаимодействие инертного внутреннего ядра и меняющейся личности.

Стрелец заведует всем тем, что мы именуем общечеловеческими ценностями. На стадии Стрельца люди знакомятся с различными формами поиска истины и результатами этих поисков в самых разных сообществах. В своем законченном виде Стрелец символизирует неодолимую иррациональную веру в существование некоей сущности превосходящей во всем человека и обладающей самодовлеющей значимостью. Это может быть божество, а может быть политическая идея или еще что-либо. Убеждения Стрельца предшествуют всякому рассудочному действию и поэтому неустранимы рациональным образом. Практически невозможно доводами разума поколебать уверенность Стрельца в истинности его воззрений.

Очень часто писателей — Стрельцов критики обвиняют в излишней склонности к проповедям. Нередко в их произведениях чувствуется морализаторство, доктринерство.

Обычно Стрельцы подводят читателя к прозрачному умозаключению, некоей морали или идее (вспомним хотя бы Некрасова и Солженицына) .

Хотя это не обязательно вредит эстетическому восприятию, Пушкин старался избегать менторского тона в своих художественных произведениях, и другим не советовал «ко всякой всячине приклеивать нравоучение». Стрельцовское начало, как правило находило выход в публицистике.

«... Есть, наконец, средство более сильное более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедание Евангелия; но об этом средстве Россия доныне и не подумала. терпимость сама по себе вещь очень хорошая, но разве апостольство с ней несовместно? Разве истина дана нам для того, чтоб скрывать ее под спудом?»
(«Путешествие в Арзрум»)

«Последние проишествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения... воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания, есть корень всякого зла... одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.»
(«О народном воспитании»)

В природе Стрельца (Юпитера) заложена борьба человеческого и животного начал, здесь и стремление к духовному росту, высшему знанию, истине, и земное начало, тяготеющее к радостям обычной жизни, богатству, почету материальному изобилию, наслаждению любовью. Стрельцу часто приходится выбирать — идти на поводу у своих инстинктов или следовать путем , отвечающим высшим духовным критериям. Это отражено и в символическом изображении знака — Кентавре — наполовину человеке наполовину животном.

В Стрельце завершается адаптация личности к требованиям общества. Здесь социальные связи осознаются и ритуализируются. Вырабатывается этика взаимоотношений. Отсюда — то внимание, которое Стрелец придает нравственности, то есть правильному общественному поведению. На первом плане — уважение прав и личного достоинства всех членов сообщества.

Стрельцов часто волнует проблема уязвляемого чувства собственного достоинства. На этой стадии эволюции души мы имеем дело с огромной значимостью чести, самоуважения, престижа и об излишне болезненном реагировании на любую, даже мнимую, угрозу достоинству и самолюбию. Здесь кроется одна из важнейших пружин поведения Пушкина.

В этой главе мы предпринимаем попытку синтеза и следовательно более индивидуализированного подхода к гороскопу.

Астрологически говоря , Близнецы и Стрелец являются антиподами. Они образуют противоположные полюса одной из осей Зодиака. Их проявленность в гороскопе обычно порождает серьезный внутренний конфликт, о сути которого речь пойдет дальше.

Если природа солнечного знака и восходящего знака различается не сильно или они даже гармонируют, то процесс освоения основных качеств Асцендента идет легко и манифестация соответствующих качеств не вызывает психического напряжения. Другое дело — противоположность природы этих знаков. В этом случае проработка качеств восходящего знака приобретает черты болезненности и навязчивости. Это особенно верно для Пушкина, в гороскопе которого близнецовское ядро личности , не только не способствует решению проблемы восходящего знака, но усложняет ее многократно.

Поэтому и стрельцовские образы в произведениях Пушкина всегда несут отпечаток ущербности: и дядя из Евгения Онегина занемог не в шутку; и царь Дадон захотел отдохнуть от ратных дел; и восточный владыка Гирей сидел, потупив взор. Слабость юпитерианских фигур часто иносказательно подчеркнута тем обстоятельством, что они отцы дочерей, которых вынуждены отдавать замуж, лишаясь тем самым продолжения рода.

Таким же образом Стрельцовский архетип проявлял себя в реальной жизни Пушкина: да, Пушкин был вхож в царский дворец, но чин его был таков, что не мог не ущемлять самолюбие поэта; Пушкин много путешествовал, но никогда не был за границей; он приобрел славу первого стихотворца, но за славой шла молва о его проказах, разгульной жизни и вольнодумстве.; он был хорошо сложен, но невелик ростом и т. д. и т. п.

Как мы уже отмечали, для Стрельцов достоинство личности, честь, престиж, общественное мнение, самоуважение — не пустые слова.

«И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!»

Для восходящих Стрельцов , но с Солнцем в Близнецах эти слова звучат почти как приговор. Сверхзначимость чести, престижа наталкивается на отсутствие достаточных личностных ресурсов для поддержания соответствующего внешнего признания , общественного мнения.

В отрывке, который не вошел в окончательную редакцию «Цыган», близнецовский типаж Алеко говорит с надеждой сыну- младенцу:

«Нет, не преклонишь ты колен
Пред идолом безумной чести...»

Идол безумной чести требовал постоянных жертвоприношений. Проблематичный Стрелец Пушкина делает честное имя легко уязвимым, репутацию неустойчивой. Обладатель такого гороскопа действительно становится «невольником чести». Проблема уязвляемого чувства собственного достоинства отнимает массу душевных и физических сил . Соответствовать требованиям чести, престижа вдвойне тяжело для близнецовской натуры, которая видит отвлеченность, искусственность этих понятий. Для прагматичных рациональных Близнецов честь всегда останется безумным идолом; насилующим душу культом.

Стрельцу порой кажется, что его не за того принимают, что его манера держаться не соответствует его настоящей сути, не вполне достойна. Малейшие намеки на неуважение переживаются очень тяжело.

Действительно, близнецовская природа не отличается важностью, величавостью, подобающей Стрельцу. Близнецы не в состоянии достойно подать себя — им чужда всякая поза.

«Между прочим, приезжает сам Пушкин... Пробыл минут пять, — превертлявый и ничего не обещающий снаружи человек»
(М. Погодин. Дневник)

Еще один вопрос, который решается в противостоянии Близнецов и Стрельца — вопрос нравственности. Отличительное качество Близнецов — нейтральность, непривязанность к чему-то одному, отсюда отсутствие общей идеи и каких-то жизненных принципов . Близнецы находятся на той стадии развития, весьма ранней стадии, когда различия между добром и злом еще стали предметом осознания. Как писал Птолемей «тех, на кого флюид Близнецов оказывает неблагоприятное воздействие, часто упрекают в том, что они без лишних угрызений совести уклоняются от норм морали.»

Но Близнецы не а-моральны, они — до-моральны Поступки, противоречащие общепринятым нормам поведения, не шокируют Близнецов: в момент их совершения они не сознают этих противоречий. За свободолюбием и вольнодумством Близнецов чаще всего стоит ни что иное, как необузданная непосредственность действий незрелой (до-моральной) личности.

Другое дело Стрелец, указывающий на вполне созревшую в нравственном смысле личность. На этой стадии развития человек начинает руководствоваться во всех перипетиях своей жизни общими принципами. На смену беспорядочному движению в поисках новых впечатлений, приходит направленное продвижение к Цели. Стрелец с близнецовской начинкой , однако, видит и глубоко переживает невозможность в любой ситуации соответствовать высоким идеалам Добра.

Проблема двойного морального стандарта, увязывания реального (грешного) существования с образцами высокой нравственности всегда волновала Пушкина.

В самом первом опубликованном стихотворении — знаменательный штрих! — «К другу стихотворцу» 14-летний Пушкин приводит притчу о пьяном священнике, которого миряне спрашивают:

«Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,»Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
«И верим мы тебе; да что ж сегодня сам...»
«Послушайте», сказал Священник мужикам,
«Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — не подражайте»

Как мы уже отмечали характерное для Стрельцов морализаторство Пушкину не свойственно. Оно гасится и распыляется ветреными Близнецами. Нравоучительный тон вызывает у Пушкина усмешку. Например в концовке «Домика в Коломне» читаем:

«Да нет ли хоть у вас нравоученья?
Нет... или есть минуточку терпенья...
Вот вам мораль...»

и далее следует пародия на нравоучительную концовку («Больше ничего не выжмешь из рассказа моего»)

Говоря об оппозиции Стрелец — Близнец невозможно обойти вниманием Проблему Веры. Стрельцовской Вере — противостоит близнецовское сомнение (безверие). Близнецам очень трудно верить, не проверяя, трудно воспринимать слишком отвлеченные материи:

Алеко из «Цыган» говорит

«Ах, я не верю ни чему;
Ни снам , ни сладким увереньям,
Ни даже сердцу твоему»

А в природе Стрельца заложена потребность верить. Но способность верить может ему отказать , когда рядом насмешливые Близнецы, органически чуждые любой патетике.

Стрелец вершит строгий суд над Близнецами, не только из-за их неспособности верить. Не меньший грех и бессмысленная болтливость:

«И празднословия не дай душе моей»
(Отцы пустынники и жены непорочны)
«И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый»
(Пророк)

Даже свобода слова — один из близнецовских приоритетов — не нужна, если может угрожать достоинству и честному имени человека:

«Один из самых великих наших сограждан сказал однажды мне, что если у нас была бы свобода книгопечатания, то он с женою и детьми уехал бы в Константинополь. Все имеет свою злую сторону, — и неуважение к чести граждан и удобность клеветы суть одни из главнейших невыгод свободы тиснения. У нас , где личность ограждена цензурою...»

У Стрельца и Близнецов можно найти и общее. Оба имеют дело с разумом: абстрактным у Стрельца, конкретным у Близнецов. Оба ценят словесность и традиционно относятся к литературным знакам. Но литература этих знаков от разума.

Глава 3
Лунный знак — Рак

О способности человека чувствовать говорит положение Луны в гороскопе.
Если Солнце — дневное светило — представляет активное сознательное и творческое начало в человеке, то Луна — светило ночное — символизирует в гороскопе пассивный принцип. Она имеет дело с бессознательной, воспринимающей, чувствительной частью человеческого существа
Луна Пушкина стоит в Раке. Это очень сильное положение Луны. В знаке Рака у Пушкина стоят еще 3 планеты. Это дает нам основание считать знак Рака одним из важнейших в гороскопе поэта.

Рак — очень личный знак. Здесь индивидуальность человека окончательно формируется и укореняется в мировом порядке. Субъективность — одна из самых характерных черт Рака. Это с одной стороны может привести к ограниченности кругозора, с другой — заставляет Рака писать лишь о том , что по-настоящему пережито им самим. Писатели -Раки способны как никто другой создавать живые, наполненные глубокими переживаниями и поэтому запоминающиеся персонажи.

Так как Рак призван охранять личное пространство от вторжения посторонних сил, он по природе своей предельно чувствителен к малейшим угрозам безопасности своей и того мирка, с которым он идентифицируется. Рак меньше других знаков способен переносить пресс внешнего мира на свою частную жизнь. Поэтому не удивительно, что частой темой Раков является негативное воздействие общества на личную, интимную сферу человека. Рак всегда в поиске защиты, надежного укрытия от опасностей Большого мира. Хотя Рак наиболее полно индивидуализирован на уровне сознания, подсознательно он ощущает неминуемость вторжения коллективного начала, неизбежность столкновения с надличностными силами.

Противопоставление большого и малого мира, домашнего комфорта и требований социума безусловно занимало Пушкина при написании «Медного всадника» и «Капитанской дочки».

Противостоя дистабилизирующему влиянию Большого Мира, Рак ищет опору в прошлом, в традиции, в корнях своего существования. Очень часто в произведениях Рака мы находим прославление традиции, глубокий интерес к истории , национальную и родовую гордость.

Но ключевой символ — родной дом.

Куда бы не заносила жизнь Рака, какие бы соблазны не сулила, обаяние домашнего очага никогда не потускнеет в его сознании и никогда не оставит его равнодушным. Дом для Рака всегда овеян сказочной прелестью, всегда обещает встречу с чем-то очень важным и необычным:

«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света
... Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище... »

Первые слова поэта, когда он узнал, что рана его смертельна, были: «Мне надо привести в порядок мой дом». Дом для Пушкина — жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность. Дом — очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни, «медленные труды». Дом — традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история. Понятие величественное и спокойное; символ единого, целостного, большого бытия.

Дом предстает у Пушкина в разных обликах и масштабах. В лицее — шутливо стилизованное под келью жилище молодого и беззаботного «мудреца»-вольнодумца. В «Узнике» — «темница сырая». В стихотворении 1819 года «Домовому» впервые появляется «семьи моей обитель». Во второй главе Онегина (1823) с иронией, сквозь которую проглядывает зависть и любование, рисуется устойчивость деревенского домашнего быта.

«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный...

Символический управитель Рака Луна считается и небезосновательно покровительницей поэтов. Именно она одаривает людей богатым воображением, мечтательностью, чуткостью к глубинным , таинственным движениям собственной души.

«Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила...»

Луна создает особый душевный настрой непременно предшествующий поэтическому творчеству:

«И забываю мир и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем...»

Положение Луны в гороскопе кроме всего прочего показывает то место, где нужно искать «узилище души», ту тему, которая неотступно «преследует» человека, исподволь, через сны, мечты, обрывки ежедневных впечатлений пропитывает его нервную ткань и сознание, парализует сознательную волю.

Находясь в том секторе карты рождения, который носит название VIII дома, Луна навязчиво притягивала мысли Пушкина к теме неумолимого Рока и фатального конца. * Дело в том, что VIII дом описывает способы выхода человека за границы материальной формы. Он проявляется в виде экстремальных, пограничных ситуаций, когда человек смотрит в глаза смерти, оказывается лицом к лицу с «потусторонними силами», то есть силами чуждого ему мира. Опыт VIII дома — это опыт перерождения и трансформации, изоляции и соприкосновения с тайнами бытия, опыт смерти и возрождения.

* Подробнее об этом см. «Наука и Религия» N6, 1993

Этот фактор гороскопа ближе всех соприкасается с секретом воздействия Пушкина на читателя, придает глубину и проникновенность его таланту. Именно VIII дом ответственен за специфическую энергетику Пушкина, интенсивность и краткость его земной жизни. С VIII домом связан мистицизм и фатализм Пушкина.

Вера Пушкина в различные приметы давала приятелям частый повод для насмешек. В ответ на эти шутки Пушкин любил рассказывать о его встрече с известной гадалкой, которая, в частности предрекла, что он проживет долго, если на 37 году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых он и должен опасаться.

Известно, что Пушкин близко к сердцу принял предсказание о гибели, Без большого преувеличения можно сказать — это пророчество стало одним из лейтмотивов сознательной жизни поэта. Гороскоп свидетельствует: важнейший ключ к личности Пушкина — постоянное присутствие мыслей о смерти.

«Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей нибудь уж близок час...

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.«

Привычный образ Пушкина- жизнелюба на первый взгляд плохо сочетается с характеристиками VIII дома. Но только на первый взгляд — вчитавшись в написанное им, мы увидим: любовь к жизни и ее наслаждениям — оборотная сторона острого ощущения смертности.

Древние говорили: «Memento mori» — помни о смерти, чтобы полнее жить, проживай каждый день, как последний. Большая часть написанного Пушкиным несет отпечаток острого ощущения безвозвратности времени жизни:

«Смертный, век твой привиденье
Счастье резвое лови...»

Пушкиным владело трагическое ощущение бренности бытия:

«Печально младость улетит
И с ней увянут жизни годы.»
«Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, невечный дар!»

Мотив неодолимой власти времени вообще присущ поэзии. Поэтическое мироощущение — это во многом ощущение мимолетности жизни. Но тем ярче и свежее восприятие мира, тем больший восторг в душе поэта рождает игра жизни, как бы не ведающей своей обреченности.

Отношение к смерти претерпевает у Пушкина серьезную эволюцию. В юности мысли о смерти рождают пессимизм и торопливость в наслаждениях . Все сводится к тому, чтобы взять от жизнь побольше, пока жив.

Со временем отношение к смерти становится более спокойным. Пушкин готов принять смерть, как всегда принимал жизнь — «не сетуйте: таков судьбы закон»... «Все благо: бдения и сна приходит час определенный». Смерть для него — это уже скорее избавление от страданий:

«Последний ключ — холодный ключ забвенья
Он слаще всех жар сердца утолит».

В моменты высшего духовного напряжения Пушкин приходит к пониманию реальности выхода за пределы смертного существования. Вместо небытия — инобытие; не распад, а полное преображение. Смерть не только не вызывает страха, но и предвещает нечто далеко превосходящее земные радости. Таким отношением к смерти внушена знаменитая песнь Вальсингама:

«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане...

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
безсмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.«

Какая широкая перспектива открывается словами, брошенными в песне как бы мимоходом: «бессмертья, может быть, залог». Действительно, находится в руках смерти и не признавать над собою ее власти — это значит преодолевать смерть, отрицать смерть, быть сильнее ее, торжествовать победу над ней.

«И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз».
И, наконец, кульминационная точка преображенного сознания:
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит».

Невозможно приблизиться к пониманию Пушкина — человека, если не знать, что сочетание Луны и VIII дома возможно одно из самых неестественных и тяжелых для нормальной жизни. Ведь Луна призвана поддерживать индивидуальную жизнь, обеспечивать безопасность отдельного живого существа . А задача VIII дома — вывести человека из уютной повседневности, нарушить заведенный ритм существования, радикально изменить его самого, лишив комфорта и покоя частной жизни, бросив в водоворот коллективной истории .

Мы уже говорили о том, что для Пушкина домашний очаг, семья -ценность коренная. Дом — убежище, залог независимости и неприкосновенности. Семья, род — основа осмысленного и целостного бытия. Это общее свойство всех, у кого в гороскопе акцентирован Рак. То, что является индивидуальной особенностью Пушкина — это необходимость реализовать потребности и стремления Рака в сфере коллективных, отчуждающих и трансформирующих энергий VIII дома. Это неизбежно приводит к целому ряду проблем.

Во-первых, такая констелляция в карте рождения ведет к нарушению естественной связи с самым родным в природном смысле человеком — с мамой и к появлению того, что можно назвать материнским комплексом.

Известно, что если потребность ребенка в матери в значительной степени не удовлетворяется, у юноши возникает стремление перенести неудовлетворенное желание с конкретной матери, которая не справилась с задачей правильного стимулирования его лунной функции, на другую фигуру, способную осуществлять эту функцию хоть в каком-то объёме.

В случае Саши Пушкина значимость фигуры матери и отсутствие не только тесного, но вообще нормального контакта с настоящей матерью приводит к появлению суррогатных матерей : няня — Арина Родионовна, бабушка, старшие по возрасту женщины.

С возрастом внимание переключается на трансцендентальный образ матери, соединяющий образ идеальной женщины, Вдохновительницы, Музы.

Воплощение образа матери может быть найдено и в универсальном или коллективном факторе — таком, как родная земля, церковь, квази-религиозная партия или еще в чем-то. Что же играло роль универсальной матери для Пушкина? Сопоставление символических и содержательных факторов приводит к несколько неожиданному выводу. В роли универсальной матери выступал для Пушкина прежде всего круг друзей. Не конкретные дружеские отношения, а именно круг друзей, как трансцендентальная «утроба», обеспечивающая внутреннее чувство безопасности и эмоциональную поддержку

«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...«

Вторая проблема констелляции Луна- VIII дом заключалась в том, что Пушкину было крайне трудно стать суверенным хозяином дома; для обретения приватности, уюта и покоя от него требовались сверхусилия.

«Но злобно мной играет счастье:
Давно без крова я ношусь,
Куда подует самовластье;
Уснув, не знаю, где проснусь -
Всегда гоним, теперь в изгнанье
Влачу закованные дни...»

Вмешательство высшей воли нарушало планы Пушкина относительно дома, всегда с домом связано в лучшем случае бремя несвободы, в худшем — опасность разрушения, угроза самой жизни.

Планета в VIII дом указывает на те свойства, склонности и потребности личности, которые скорей всего ведут к ее перерождению или даже уничтожению. Так как Рак и Луна отвечают за дом и семью, стремление обеспечить себе нормальную семейную жизнь неотвратимо толкало Пушкина если не к катастрофе, то к жестокому кризису. Чем больше сил тратил Пушкин на защиту своей семьи и дома, тем сильнее над ним сгущались тучи фатальной развязки. Семья, подобно конскому черепу в «Песне о вещем Олеге» таила в себе реальную угрозу жизни Пушкина.

Во многих произведениях Пушкина создание, защита и поддержание семьи приводит к трагическим событиям.

Накануне свадьбы погибает Ленский; сразу после свадьбы теряет жену Руслан; защищая любимую женщину, умирает царь Салтан; по возвращении супруга умирает царица в «Сказке о мертвой царевне...»

После удачного сватовства Пушкин пишет: «Участь моя решена. Я женюсь»
(«С французского», 12-13 мая 1830)

Несмотря на отмеченную нами резкую несхожесть принципов Рака (Луны) и VIII дома, существуют области, где эти факторы легко совмещаются и часто с трудом различимы.

Одна из важнейших лунных тем — связь с родом и народом. Но национальная идея выводит человека на поле коллективного существования, что по сути сходно с задачей VIII дома — разрушить скорлупу частной жизни и сделать человека частицей Большего целого, в данном случае народа.

С другой стороны VIII дом дает интерес к трансцендентальным вопросам, к мистике, магии, оккультизму, к различным иррациональным способам заглянуть за пределы материального существования, прикоснуться к тайнам бытия, узнать о Судьбе. Но и Луну влечет тайна, она по природе своей тоже иррациональна и мистична;«таинственно ей все предметы провозглашают что-нибудь.»

Отсюда тесное переплетение национального чувства с мистичечкими интересами, стремление Пушкина искать разгадку мировых тайн в преданьях простонародной старины. Подобно Татьяне он верил

«И снам и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны»

По воспоминаниям Даля: «Пушкин... говаривал о приметах, которые его никогда не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную непостижимую для ума, связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, на первый взгляд нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать»

«Старайся наблюдать различные приметы:
пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день...»

Многие пушкинисты представляют дело так, будто весь мистический интерес Пушкина ограничивался чуть ли не занимательной комбинаторикой, которую можно утилизировать в карточной игре. Мистицизм Пушкина, как показывает исследуемый нами элемент его гороскопа, была весьма глубоким, имея ввиду символическую связь Луны с душой, можно даже сказать Пушкин был мистиком до глубины души. То, что постороннему наблюдателю виделось, как суеверность или интерес к «странным сближениям» — лишь верхушка айсберга огромной внутренней потребности разобраться в основополагающих тайнах бытия — отношение свободы и предопределенности, жизни и смерти, человека и Бога.

Сенситивность — еще одна характеристика резонирующая и с Луной, и с VIII домом. Невозможно понять Пушкина, если не знать о его крайней впечатлительности и ранимости. Трудно себе представить более нежное, чувствительное, восприимчивое образование, чем соединение Луны и Венеры в Раке . Можно сказать — это самая мякоть души, вибрирующая от самых легких дуновений в эмоциональной атмосфере. Но, находясь в пространстве жестких энергий VIII дома, она вынуждена терпеть постоянные уколы, о болезненности которых можно только догадываться.

«И сердцу вновь наносит хладный свет
Неотразимые обиды...»

Надо еще учесть, что многие душевные раны — плод мнительного воображения, характерного для сильного Рака. Часто Пушкин реагирует не на поступки и слова, а на мысли и чувства окружающих. Ведь сенситивное соединение Луны и Венеры в VIII доме дает трансфизическую восприимчивость, чуткость к запредельным явлениям. Другими словами, Пушкин обладает, как мы сказали бы сегодня, экстрасенсорными способностями. Благодаря чему он получает возможность слышать

«И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.»

Гороскоп Пушкина напоминает антенну, в фокусе которой как раз и находится сенситивное соединение Луны и Венеры в VIII доме. Как тут не вспомнить теорию, согласно которой истинный поэт — ретранслятор божественных эманаций. Карта рождения Пушкина в таком случае описывает почти идеальное устройство такого ретранслятора.

Итоговое замечание

Можно ли выделить самую характерную черту Пушкина?

При всей условности задачи, при всех естественных оговорках, гороскоп дает возможность выделить некоторый комплекс свойств, образующих специфическую проблему пушкинского характера — исходная значимость общения вступает в противоречие с эмоциональной ранимостью, мнительностью и обидчивостью настороженного самолюбия. Примечательная деталь — П часто мистифицировал в отношении собственного авторства. Своего рода защитная мера. Он ограждал себя истинного от возможной критики, дистанцировался от продуктов своего творчества.

Один из способов решения этой проблемы — заменять, где это уместно, непосредственное общение коммуникацией посредством письма, литературным общением. Таким образом, трудности личного общения становятся залогом развития литературного таланта. Это справедливо не только для Пушкина. Но трудно найти другого автора более настроенного на установление контакта, равноправное партнерство и просто на разговор с читателем.

Rambler's Top100